Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
АКТЕРЫ И РОЛИ 

Елена ГОРФУНКЕЛЬ

Присутствовать – не значит участвовать

Кадры из сериалов “Улицы разбитых фонарей” и “Убойная сила”

Актеров всегда любили и любят по сей день. Однако в последнее время в разговорах о них звучит и ироническая нота. Бесконечные сериалы-двойники, в которых они охотно снимаются, появление в рекламах.
Вы скажете: пусть снимается только в хороших сериалах. Но где они?
А принимая слоганы новой жизни (спрос–предложение, ты сам хозяин своей судьбы), приходится принимать и ее этику, куда менее строгую и куда более трезвую, чем старая.

Однако постараемся посмотреть на этот профессиональный вопрос повнимательнее. Молодой способный человек получил высшее театральное образование. Где он будет совершенствоваться? Свободных мест в театрах, как правило, нет. Мало и режиссеров, которых по-настоящему волнует существование театра-дома, где по-семейному, из года в год будут думать о молодом даровании, совершенствовать его.
Разумеется, где-то что-то осталось, какие-то отдельные режиссеры все еще соглашаются на должности художественных руководителей, но в подавляющем большинстве они вместе с начинающими актерами своего поколения предпочитают заказ. Ездят по театральным городам, ставят более или менее интересные спектакли и довольствуются летучей славой, которая идет по их следу. Есть еще антрепризы, однако антрепризы делаются на «именах», а молодому актеру уготована роль безымянного члена свиты. Надолго.
Значит, преданный искусству талант может терпеливо подождать, пока средний театр, в который он попал, развалится окончательно. Он может удариться в сериалы, где его лицо довольно быстро запомнится миллионам и агентам по кастингу. Позаботиться о себе он может только сам – раскручивают, как правило, успешных (слово новенькое, чужое, калька) красавиц и красавцев для фасада наших массовых изданий, совместными усилиями монтируют обложку дня, месяца, года. Еще лет пять назад неловко было сниматься в клипе, рекламе и сериале-близнеце. Теперь этот стыд общими усилиями всего театрального класса преодолен. Если на экран попал невезучий актер, для него это шанс преодолеть рутину и серость своих будней. И, будем говорить прямо, – заработать на жизнь.
Доходят рассказы о скуке сериальных репетиций и съемок, о равнодушии исполнителей, о спешке авторов. Это поток. Актеры старшего поколения вынуждены пересматривать свои художественные принципы, и надо сказать, они делают это, кто – сжав зубы, а кто – «задрав штаны» и подчинившись новым порядкам. Нашлись «реформаторы», которые создали гибкую систему эксплуатации звездных имен. Это реальность так называемых творческих поисков сегодня. Провинция, заплатив немалые деньги, раскусила наконец, что ее обманывают: антрепризы с двумя-тремя кинознаменитостями – не что иное, как эстрадный «чес». Проезжие антрепризы крушат репутацию актеров и театра в целом. В начале девяностых еще проскальзывали хорошие спектакли, но чем дальше, тем больше простых вылазок за «бабками».
Актер любого возраста предпочитает попасть к скандальному режиссеру (который китча и скандала хочет во что бы то ни стало), нежели оказаться оттесненным в сторону. А мы советуем молодому актеру хранить честь смолоду. И самое удивительное, что им это удается гораздо чаще, чем мастерам, изрядно потрепанным всякими высокоумными с виду и беспардонными по сути «проектами».
Молодые петербуржцы в последнее время стали притчей во языцех. Едва ступив на профессиональные подмостки, они отдались во власть телевидения. То, чего прежде актер достигал лет через десять, двадцать, они получили едва ли не через год-два непрерывного мелькания сразу на нескольких каналах. Да, они зарабатывают и на них зарабатывают. Со всеми вытекающими из звездного положения последствиями. Театр в их жизни сократился до минимума, но я думаю, что театр все же остался у них «для души». Я надеюсь на это. Также надеюсь на то, что ненормальное состояние театра в конце концов выровняется и что наши традиции репертуарного театра, уникального актерского мастерства найдут для себя применение, выльются во что-то не столь беспринципное и поверхностное.
В то же время я не думаю, что сериал для исполнителя лишь присутствие, в отличие от театра, где необходимо участие. Один из примеров – Михаил Пореченков, блестящий комедийный и характерный актер. В театре, в спектаклях Юрия Бутусова, у него сплошь удачи – Поццо в «В ожидании Годо», Доктор в «Войцике» (беспробудный пьяница, веселая клиника, белая горячка), Присыпкин в «Клопе» (хороший парень, убегавший от «светлого будущего»), у Владислава Пази он сыграл очаровательную Черепаху-самца в детском спектакле «Кролик на Диком Западе», наконец, в «Смерти Тарелкина» (тоже Бутусов) у него получился громила и монстр Расплюев не хуже тех, что запечатлены в истории театра. Не так много, но и не мало, если учесть нарастающую занятость на телевидении. Там он прославился (даже боюсь этого глагола, который может запросто дискредитировать актера) в сериале «Агент национальной безопасности». Никаких премий этот сериал не получил. Может быть, зря. Главный герой – придурковатый и непобедимый балбес и драчун, которого как раз играет Пореченков. Это его амплуа. Это также русская эпическая традиция. Это также мифологема мирового кино – шпион на все времена. В названии не скрывается, откуда он взялся, кого он должен напоминать. Второе слово, составившее название сериала, тоже из аналогий с кино, со всеми юмористически-сатирическими «национальными» охотами и рыбалками. Дурачась на телеэкране, актер имеет возможность (слава богу) время от времени возвращаться в театр.
Частое мелькание на экране без театрального резерва – погибель. У нас в стране киноактеров не так много, большая часть кинематографических удач связана с театральными актерами. Сериалы требуют квалифицированного опыта, позволяющего быстро справиться с творческими задачами. Поэтому молодежь, которую винят в легкой телевизионной жизни, эту телевизионную жизнь обогащает. Раз сериалы идут, значит, они нужны, а раз они нужны – пусть в них играют талантливые люди. Пусть их количество переходит в качество, то есть телевизионное в театральное.
Чем пленили народ «менты»? Правдой об опасной службе? Это на последнем месте. «Менты» обновили сразу все: и тип милиционера-службиста, и представления о его образе жизни, и интонацию повествования. Немного чернорабочие, немного сами бомжи, немного дурачки. Никакой солидности и эркюльпуаровского преувеличенного чувства собственного достоинства. Сказки о лучшем в старом – это и есть «Улица разбитых фонарей». «Убойная сила» выделила из своего следовательского контингента актера Константина Хабенского. В кино (а это не только телефильмы, но также большое кино: «Женская собственность» и другие картины) Хабенский – один из самых лирических актеров, что совпадает с его театральным амплуа: он Калигула у Камю, Эстрагон у Беккета, Шут у Бюхнера, Варравин у Сухово-Кобылина (эта скотина тоже, оказывается, лирична) в спектаклях Ю.Бутусова. Приглашен во МХАТ. Теле- и киноэскизы имеют у этого актера весьма прочное сценическое основание, потому привлекательны и интересны.
Экран (в широком смысле) помогает молодым. Пример – Александра Куликова в Большом драматическом. У нее хорошие данные, у нее богатый голос – по тембру, интонациям, диапазону. На театральной сцене кого только она не играла – Арисию в «Федре», Александру Николаевну Негину в «Талантах и поклонниках», Нину в «Маскараде». Куликова везде к месту и везде чего-то недобирает. Причем не поймешь чего. В телефильме «Дневник убийцы» она сыграла современную героиню, и все сразу встало на свои места. В ней так много живого современного чувства, понятного и близкого ей характера, что несколько засушенные ее театральные роли оказались вторичными по сравнению с экранной. Дай Бог, чтобы в БДТ ей попалось что-нибудь в этом роде в новой пьесе, пусть с таким же приключенческим историзмом, как в «Дневнике убийцы». Ведь многие замечательные актрисы БДТ начинали с «жизненных» ролей – и Зинаида Шарко, и Татьяна Доронина, и Наталья Тенякова, и Елена Попова, не говоря уж об Алисе Фрейндлих.
Ксения Раппопорт, Тарас Бибич со школьной скамьи попали в сериалы, и прекрасно. Театры их разбирают, тоже хорошо. Присуждают премии по особому расположению жюри (как с «Царем Эдипом») – заслуженно и впрок. Раппопорт играет в Театре Европы провинциалку Нину Заречную в «Чайке» и Елену Андреевну в «Дяде Ване». Горизонты выбора и возможностей расширяются, пусть пробуют и ошибаются. Настоящего актера чепуха не испортит. А репутация сериалов... Джордж Клуни начинал с сериала; когда в «Скорой помощи» был замечен и оценен, позволил себе больше не сниматься там. Брюс Уиллис впервые показался в сериале «Агентство “Лунный свет”», показался на редкость хорошо, что вскоре оправдал и в кино. Для карьеры (такими категориями теперь говорят все профессионалы) нужны усилия. В нашем массовом искусстве так много накипи, халтуры с серьезным видом, так много фальши, так много «фабрик», производящих звезд (это все лукавство), что уцелеть среди них дано не каждому.
Дмитрий Нагиев подскочил на телеэкране очень высоко. И застрял там. Все, что можно выжать из актерского обаяния, молодости, предрасположенности к комедии и иронии, выжато. Нагиев попал на границу всякого приличия в «Окнах» – не по сюжетам, это дело не его, а по амплуа. Актеров делают телеведущими (Пореченкова тоже вовлекли), между прочим, понижая репутацию журналистики и перемалывая профессию актера в какой-то телефарш. При всем этом никому не известно, что лучше: болтаться с вечера до полудня на экране или беречь себя для неизвестных высоток. Нагиева снимали в детективе о Каменской, где он выглядит неплохо, но выглядит не актером, а узнаваемым телелицом. «Я начал рано, кончу раньше, мой ум немного совершит...» – печально я гляжу на это поколенье.
Кстати, актерский вопрос в настоящем времени – не единственный деликатный. Еще печальнее обстоят дела с режиссурой. Но об этом в другой раз.

Кадры из сериалов “Улицы разбитых фонарей” и “Убойная сила”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru