Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД 

Натэла ЛОРДКИПАНИДЗЕ

Сад продан сто лет назад

А мы до сих пор переживаем, что из этого получилось

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ. Л.МАКСАКОВА И Е.МИРОНОВ

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ. Л.МАКСАКОВА И Е.МИРОНОВ

В спектакле Эймунтаса Някрошюса «Вишневый сад» два финала. Один известен: имение продано, обитатели дома разъехались, дом на зиму заколочен, про Фирса забыли. Можно было бы превратить финал в своего рода обвинительное заключение. Так выстроить спектакль, чтобы гневная нота в нем неизбежно прозвучала. Чехов ограничился констатацией факта и несколькими репликами Фирса: «Заперто. Уехали... Про меня забыли... Ничего... Я тут посижу...»
Кто читал или видел «Вишневый сад», тому от финала не уйти. Старый слуга так и умрет в заколоченном доме, и можно только Бога молить, чтобы он не мучился. Лег и не встал. Уснул.
Дело режиссера – также непредвзято взглянуть на героев, понимая, догадываясь, интуитивно чувствуя, почему поступили так, а не иначе.
Олег Ефремов, поставивший «Чайку», «Иванова», «Дядю Ваню», «Три сестры», признавался, что очень бы хотел вернуться к этим пьесам снова. Во время работы они открыли ему много неожиданного в, казалось бы, досконально известном тексте.
Желание ставить и играть Чехова владеет театральным миром вот уже сто лет. Ставят всюду и по-разному. От известного немецкого режиссера Марталера, превратившего сестер в подобие команды, марширующей по лестницам дома, до самоуверенного украинца Жолдака, увидевшего в Чехове националиста. Постановщик «Трех сестер» разделил персонажи на «чистых» и «нечистых». «Чистые» говорят по-украински, «нечистые» изъясняются по-русски.
Спорить непродуктивно. Вряд ли было бы лучше, если бы все вступали след в след, но даже и при этом от адресованных всем вопросов никуда не деться. Почему «Вишневый сад» и «Чайка» – комедии, «Три сестры» – драма, а «Дядя Ваня» – просто сцены из деревенской жизни? Жанр – ключ к прочтению пьесы, подсказка режиссеру, но ключ либо потерян, либо еще не найден. Однако, что бы мы ни смотрели, судьбы чеховских героев драматичны и убедить себя в обратном не получается.
Когда Лопахин, хохоча и топая ногами (ремарка Чехова), величает себя новым владельцем вишневого сада, имения, «прекраснее которого нет ничего на свете», он все равно хватит топором по этому саду, чтобы получить прибыль от потраченных денег, настроив дач, где «...наши внуки и правнуки увидят... новую жизнь. Музыка, играй!».
Стоит услышать про «новую жизнь», как она встает перед глазами. Сада и вправду не
будет, топор сделает свое дело, но счастливой жизни, которую провозглашает Ермолай, тоже не получится. Он до этого времени скорее всего доживет, а Любовь Андреевна Раневская, какую ее вычитал в пьесе Някрошюс и сыграла Людмила Максакова, не только не доживет, но вообще долго на этом свете не задержится. Сломается.
На этих двух судьбах строится еще один финал – если не более, то и не менее значительный, нежели первый.
Главные мизансцены Някрошюса (они есть в каждом его спектакле) не только соответствуют его мысли о происходящем, но протяженны во времени. Не станем перечислять, но кто видел «Дядю Ваню», вряд ли усомнится, что слуги так-таки станут господами таких, как Соня и Иван Петрович. Второй финал «Вишневого сада» также протяжен и «говорящ». Лопахин расположился на авансцене лицом к залу, а спиной к нему, вдалеке, на невысоком длинном помосте стоят остальные. Нетрудно догадаться, что помост – железнодорожная платформа и отъезжающие ждут поезда. Он придет в свое время, а пока они стоят и стоят, боясь пошевелиться и сделать шаг навстречу неизвестной судьбе.
Могли бы долго стоять, вспоминая и не вытирая слез, но новый хозяин жизни, про которого так и хочется сказать – предтеча сегодняшних новых русских, несмотря на его «тонкие, нежные пальцы, как у артиста, и тонкую нежную душу» (бедный наивный Петя Трофимов), отъезжающим лишней минуты на прощание не дает. Встав, одного за другим подталкивает к воображаемому поезду.
Сказать, что Евгению Миронову, играющему Лопахина, этот жест дается легко, – никогда не скажешь. Начинается ведь все иначе – с его воспоминаний о необыкновенной женщине, которая когда-то пожалела его, деревенского паренька, и тем заставила запомнить себя на всю жизнь.
Он ждет Раневскую с какой-то неясной надеждой, с какой – Бог весть, и разговаривает сам с собой – не с Дуняшей. Странно было бы ему признаваться ей, да и кому бы то ни было еще в том, что волнует его до сих пор. «Узнает ли она меня?»
Людмила Максакова появляется той самой парижанкой, какой ее пять лет ждали. Не по-здешнему одета, по-прежнему хороша, чуть излишне рассеянна. Только Аня почему-то признается Варе, что мать ей в Париже стало жалко, что она плакала: «...у нее ничего не осталось, ничего». От этого рассказа про накуренную комнату на пятом этаже, про аббата с книжкой, про то, что вилла близ Ментоны уже продана, – этот чеховский подсказ режиссер и актриса крепко помнят, от него идут, строя роль, развивая ее жестко и даже безжалостно.
Чехов писал Книппер, что ее героиня будет «глупенькой». В спектакле она потерянная и чем дальше, тем очевиднее теряет почву под ногами. Лицо меняется, становится старше, и даже красота вроде бы блекнет. Героиня Максаковой запах беды чувствует, но цепляется за химеры и вступить на предложенную Лопахиным тропинку не может. Для него это твердая дорога, для нее – шаг в трясину.
Лопахин бьется, бьется, бьется головой об стену, но вдруг биться перестает. Надоело. И биться надоело, и она уже не та – манящая и таинственная женщина, ради которой он был готов на многое.
Думал о ней – и взрослел, и богател. Сменил сапоги на желтые ботинки, о которых говорит не раз и которыми гордится, и собой, хоть и стыдновато перед нищими и когда-то близкими, тоже гордится. А чтобы помочь им, помочь ей, дать ей хотя бы передохнуть – об этом и мысли нет. «Идет новый владелец вишневого сада».
Спектакль предлагает об этом подумать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru