Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
 

Эти двое мальчишек, плывущие на лодке, не видели своего отца двенадцать лет. А побыли-то с ним всего шесть дней. Об этом фильм Андрея Звягинцева “Возвращение”, в минувшее воскресенье ставший триумфатором Венецианского фестиваля. На церемонии награждения ведущий с трудом выговорил его фамилию. Но отныне она известна всему кинематографическому миру. Об Андрее Звягинцеве и его фильме наши сегодняшние публикации.

Александр АВДЕЕНКО

Андрей Звягинцев:
“Снял фильм для самого себя”

Интересно, что почти все интервьюеры на ТВ задавали Звягинцеву один и тот же вопрос: снимал ли он специальное фестивальное кино и делал ли расчет на зарубежного зрителя? Режиссер тоже отвечал всем одно и то же. Что он не знает, что такое фестивальное кино. И прямо говорил, что снимал кино для себя, а не для зрителя

Андрей ЗвягинцевПока фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» видели только кинокритики и венецианская фестивальная публика, но знают о нем теперь все, кто смотрит телевизор. На протяжении нескольких дней режиссер был героем всех новостных программ, раздал десятки интервью и был персональным гостем в студии «Ночного полета». Успех и признание обрушились на него как гром с ясного неба, и надо сказать, очень интересно наблюдать за человеком, оказавшимся в такой ситуации. К тому же не прихватившим с собой в Венецию не то что смокинг, а просто пиджак, так что пришлось подниматься на сцену за наградой в чужом прикиде. Режиссер уже не мальчик, попробовал себя в актерском деле, показывался Ефремову во МХАТе, снял как режиссер несколько телевизионных работ, был замечен и получил на канале REN ТV право на самостоятельную постановку. Событие знаменательное, ибо произошло оно в русле настоящего искусства, а что самое главное – таковым и задумывалось. После телевизионного «Идиота» это второй случай, когда ТВ высоко поднимает планку художественных критериев и выигрывает по самому высокому счету. Так что ТВ сегодня может не только прокормить режиссерскую и актерскую кинобратию, предлагая работу в сериалах, но и способно составить конкуренцию старшему собрату в художественном плане.
В телевизионном отражении Звягинцев привлекает какой-то особенной внутренней энергией и безусловной искренностью интонации. И чувство собственного достоинства нисколько не мешает ему в полной мере ощутить восторг и счастье от столь оглушительного триумфа. Ведь он получил в Венеции двух Львов – «Льва будущего» за дебют, что уже было бы победой, но к нему в придачу и главный приз – «Золотого Льва Cвятого Марка». Такое случается раз в жизни.
Звучит, может быть, вызывающе, но на самом деле в этом нет никакого высокомерия. Все-таки самое искреннее в искусстве – это не исчисленное и расчисленное действо, а порыв собственной души, опыт своего познания мира.
Я перелистал Кинословарь и нашел там восемь фильмов под названием «Возвращение» – армянский, грузинский, югославский, польский, малагасийский, коста-риканский, российские. А к тому же еще 57 «Возвращений…» – Максима, Василия Бортникова, солдата, счастья и так далее и так далее. Немудрено – мотив возвращения так многозначен, что поле для экспериментов еще пахать и перепахивать. Возвращение у Звягинцева печальное. Отец, которого двое братьев не видели двенадцать лет и который за короткие дни совместного путешествия пытается наладить с ними новые связи, тонет у них на глазах. Он возвращается в небытие, до этого он и так пребывал в нем для своих детей. А братья вернутся в свой привычный быт, но уже другими. Печаль рассказанной истории усиливается тем, что юноша, игравший роль старшего брата, этим летом утонул в озере. И фильма он не увидел. Так вот случается в жизни. А по сценарию должен был утонуть младший. Потрясенные случившимся, авторы сняли другой финал. И фильм, и его победу посвятили памяти шестнадцатилетнего Володи Гарина.
Режиссер в своих интервью без рисовки и пафоса говорит, что больше всего он хотел бы оставаться честным по отношению к себе, работе и своим героям. Он еще не до конца осознал, какой шанс ему послала судьба, но уже приходится отвечать на вопрос, не боится ли он следующего фильма. Да, побаивается, говорит он, но замыслы есть. К тому же уже нет отбоя от предложений в лице западных продюсеров. Знаменитый Де Лаурентис, предложивший свое продюсерство, сказал: «Деньги у меня есть, а хороших фильмов нет».
У нас и денег мало, а хороших фильмов еще меньше. Но что примечательно: наибольших успехов в последнее время добились именно дебютанты – режиссеры, вышедшие в свет со своими первыми картинами. Если на самом деле о себе заявляет новое поколение – это первый признак, что мы живем в новом веке и новом тысячелетии. А темы в искусстве по-прежнему стары и вечны. Чего не побоялся самый успешный сегодняшний дебютант Андрей Звягинцев. Сказал о своем, а услышали все.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru