ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Многострадальная станция
Станция “Чистые пруды” – одна из самых первых
и самых красивых станций городского
метрополитена.
И вместе с тем история ее одна из самых ярких и
при этом противоречивых.
История земельного участка, на
котором в наши дни красуется изящный павильон
метро, была какая-то сомнительная. Еще двести лет
назад здесь находился постоялый двор. Владел им
купец по фамилии Гнусин, что делало и без того
второсортное учреждение еще более неприглядным.
Характер местности упорно не хотел меняться.
Валентин Катаев вспоминал: “А в начале Чистых
прудов, как бы запирая бульвар со стороны
Мясницкой, стояло скучное двухэтажное здание
трактира с подачей пива, так что дальнейшее не
требует разъяснений”.
Речь шла уже о советской эпохе.
Кстати, трактир был в своем роде исторический.
Здесь в 1923 году арестовали поэта Есенина. Он
сидел за выпивкой с приятелями – Ганиным,
Клычковым и Орешиным. А за соседним столиком
сидел некто Марк Роткин, в одиночестве. Скучающий
Марк Роткин стал прислушиваться к разговору
четырех поэтов, а Сергею Александровичу это не
понравилось.
– Плесните ему пива в ухо, – во весь голос
попросил Есенин.
Этот призыв в свою очередь не понравился Роткину.
Он сходил за милиционерами и заявил, что
бунтари-поэты обсуждали тут новую власть, притом
не в самых лестных выражениях.
Впрочем, дело замяли, а спустя четыре года вообще
закрыли – “принимая во внимание, что двоих из
обвиняемых: Есенина и Ганина – в живых нет, а в
отношении Клычкова и Орешина дело может быть
прекращено за давностью”.
Спустя несколько лет трактир снесли и началось
строительство метро. В конкурсе на строительство
той станции (она сначала называлась
“Кировская”) победил Николай Яковлевич Колли.
Времени на обдумывание проекта было мало. Его
помощник И.Н.Кастель вспоминал: “Разработка
проектов велась почти одновременно с
производством отделочных работ. Мне
неоднократно приходилось по поручению Николая
Яковлевича отвозить на строительство
выполненные им чертежи архитектурных деталей”.
В результате станция вышла пусть и изящной, но
довольно скромной, без “излишеств”,
свойственных большинству станций сталинской
эпохи. Правда, путеводитель того времени гордо
писал: «Богатое архитектурное оформление
дополнило превосходство станции “Кировская”
над станциями лондонского метрополитена».
А над эскалатором висел забавный по сегодняшним
понятиям плакатик: “Выход. Внимание! Движущаяся
лестница”.
Станция во всем стремилась выйти в лидеры. И
каждый раз ей приходилось делить первенство с
другими состязателями. Да, “Кировская” –
станция так называемой первой очереди
московского метро. Однако вместе с ней в той
очереди появился еще добрый десяток станций.
Да, эскалатор, установленный на “Кировской”, в
то время был самым глубоким европейским
эскалатором. Однако же точно такие эскалаторы
достались “Красным воротам” и “Дзержинской”.
Вроде бы “Чистые пруды” лидируют и по числу
переименований. Ведь когда с десяток лет назад
опальным станциям меняли имена, ее сначала
сделали “Мясницкой”, а затем чего-то испугались
и назвали “Чистыми прудами”. Увы, такая же
история произошла и с “Щербаковской”, которая
сначала стала “Ново-Алексеевской”, а после
потеряла свою гордую приставку “Ново”.
Впрочем, кое в чем станция “Чистые пруды”
все-таки превзошла другие станции. Именно здесь,
и более нигде, в войну располагалась Ставка
Верховного Главнокомандующего, то есть Иосифа
Виссарионовича Сталина. Один из генералов так ее
описывал: “Станция метро “Кировская”… была
полностью в нашем распоряжении. Поезда здесь уже
не останавливались. Перрон, на котором мы
расположились, отгораживался от путей высокой
фанерной стеной. В одном его углу – узел связи, в
другом – кабинет для Сталина, а в середине –
шеренга столиков, за которой работали мы. Место
начальника Генштаба – рядом с кабинетом
Верховного”.
Однажды Сталин, едучи по эскалатору на службу,
обратил внимание, что на платформе стоят
станционные часы.
– Надо, чтобы часы работали, – строго сказал
Сталин.
Все оцепенели. Но, к счастью, история с часами не
имела продолжения. Все-таки война. Хватало и
других забот.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|