Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Семейное чтение

Е.К.ЛЮТОВА, Г.Б.МОНИНА. ШПАРГАЛКА
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Санкт-Петербург, «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002


Хорошо ли писать шпаргалки? Очень хорошо! Можно ли ими пользоваться на экзамене? Я, например, всегда разрешал. Ведь шпаргалка – это справочник. Только потом надо обсуждать понимание предмета, умение ясно выражать свои мысли, а не оценивать свойства памяти.
Ребенок – это «экзаменатор», которому не выложишь информацию – просто выключится, он ведь ждет понимания. Кроме того, учитель или родитель – это оселок, на котором дети правят свое понимание и поведение.
Книга Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной посвящена детям, с которыми часто бывает трудно ладить. О них рассказывается в первых четырех главах.
В начале каждой главы помещена научная справка, рассказывающая о возможных причинах возникновения гиперактивности, агрессивности, тревожности или аутичности детей, приводятся схемы наблюдений за ребенком и специальные анкеты, даются рекомендации по оказанию помощи как детям, так и родителям. «Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости».
В каждой главе есть «Шпаргалка для взрослых» – правила общения и занятий с проблемными детьми. Затем идет подробное описание более 70 индивидуальных и коллективных игр и упражнений, которые могут помочь учителям и родителям.
Пятая глава – «Рисуют наши дети» – посвящена анализу рисунков детей. Почти все дети очень любят рисовать, и рисунками они рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Надо только уметь слушать и понимать. В книге даны четкие рекомендации:
«Ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка».
«Каждый ребенок – уникальное существо, его надо научиться понимать, несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей взрослой логики».

В.Л.ЛЕВИ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ НОВЫЙ НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК.
Серия «Конкретная психология»
Москва, «Торобан», 2002


Карта книги – «Где и Что?», помещенная в ее начале, позволяет читателю быстро найти ответы на более чем 80 актуальных вопросов: «В какой угол поставить родителя?», «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты?», «Ценные указания в области наказания», «Когда не надо хвалить ребенка?», «Как хвалить, не хваля», «Как не надо врать о любви и сексе» и многие другие.
В.Леви пишет: «Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость в доме, притом и неблагодарный гость… Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные вылезают, как крысы, из щелей памяти, принимают вид невроза, отравляют любовь…»
Он обращается к родителю: «Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! – не бойся и не скупись… – и предупреждает: – Имейте в виду: ребенок воспринимает не только прямые обращения и разговоры, но все, что у нас внутри, весь подтекст».
В заключение В.Леви говорит: «Если сумеешь взрастить в себе хотя бы пылинку Понимания, хотя бы намек – ты не напрасен... Это невероятно важно, в этом великий смысл, даже если Понимание ничего не изменит. Жизнь – надежда понять…»

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru