Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело


УЧЕБНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ 

Александр КОНДАКОВ,
генеральный директор издательства “Просвещение”
Светлана КИРИЛЛОВА

«Временных стандартов не бывает»...

Наш обозреватель Светлана Кириллова беседует с генеральным директором издательства “Просвещение” Александром Кондаковым

 Александр Кондаков,  генеральный директор издательства “Просвещение”

Выступая на августовском интернет-педсовете, министр образования Владимир Филиппов заявил, что главная цель министерства – принять до конца 2003 года закон о стандарте. Это решение вплотную касается вашего издательства – ведь теперь школьные учебники должны будут соответствовать содержанию образовательного стандарта. Вы готовы к этому?
– Ситуация со стандартами кажется мне достаточно тревожной. Даже сами их разработчики, за исключением, может быть, Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова, своей работой недовольны. И прежде всего методологией стандартов. Если мы примем тот стандарт, который нам предлагается, мы оттолкнем страну на несколько лет назад. Если в стандарте даже не учтено существование Интернета – годится ли такой стандарт для ХХI века?
Школьных учебников, отвечающих требованиям разработчиков нового стандарта, у нас и сегодня навалом. Но дети, фундаментально изучающие по ним математику, физику и химию, в будущем с трудом найдут себе работу. На сегодняшний день 40 процентов выпускников ПТУ остаются в течение года безработными. 70 процентов выпускников вузов идут работать не по профилю. Это означает: огромные инвестиции, которые государство направляет в систему образования, расходуются неэффективно. Ключевая проблема современного российского – и не только российского – образования в том, что объемы человеческого знания обновляются стремительно, и любой свод фундаментальных знаний устаревает к моменту своего выхода. Если мы и впредь будем считать, что школа должна давать фундаментальные прочные знания – а именно этот тезис заложен в вариант стандартов, подготовленный авторским коллективом Днепрова и Шадрикова, – то не сдвинемся с места.
– Министерство образования зажато сроками, в которые должно отчитаться о подготовке новых стандартов...
– Мне непонятно, почему мы начали разрабатывать стандарты, не обсудив цели системы общего образования и то, каким ребенок должен выходить из школы. Меня удивляет, почему начали разрабатывать стандарты, не оценив новую технологическую ситуацию в мире: я имею в виду не только Интернет, но и новые образовательные технологии.
Сегодня нам необходимо четкое понимание: под какие цели и задачи разрабатывается стандарт? На данном этапе у нас отсутствует целостное понимание развития системы образования, увязанного с тенденциями развития рынка труда и социально-экономическими перспективами государства. Например, мы все время говорим либо об общем образовании, либо о профильном, которое слабо увязывается с общим, либо о начальном профессиональном образовании, которое непонятным образом должно стыковаться и с общим, и с высшим образованием.
– На том же интернет-педсовете Владимир Филиппов говорил о том, что в 2004 году необходимо будет подготовить методические рекомендации для учителей: как преподавать новые курсы, как учить по новым учебникам. К этой работе научные коллективы издательства готовы? Как вы ее себе представляете?
– Вы говорите – «методические рекомендации». Но ведь их надо разрабатывать под что-то уже существующее! Причем не под стандарт, а под уже существующие учебники. Но этих учебников еще нет.
Сейчас Министерство образования торопится объявить конкурс на учебники для профильной школы. А мы до сих пор не понимаем, что такое профильная (тем более предпрофильная) школа. Начнем с того, что современный учебник не может быть использован для профильной школы. Предложим учителю профильной школы учебник, на котором стоит гриф Министерства образования: «Рекомендовано для использования в общеобразовательной школе». Не значит ли это, что мы решили назвать общеобразовательную школу профильной? Но какую школу после этого мы будем называть основной? Значит, придется признать, что общеобразовательная школа стала на уровень ниже? Или другая ситуация – параллельно известным учебникам физики или истории, допущенным Министерством образования, будет вестись какой-то предпрофильный курс по физике или истории? Получится, что мы разрываем линию? Как это будет соотноситься с предыдущим преподаванием? Эти вопросы до конца не продуманы.
Зададимся другим вопросом: что такое сделать новый учебник? Это два года работы авторского коллектива, при условии, что у авторов уже есть наработки. Далее – апробация в школах. Таким образом, создание нового учебника занимает не менее четырех-пяти лет. Таков нормальный цикл. Только через два года апробации учебник может получить гриф «Допущено…». После этого – гриф «Рекомендовано…». Недавно мы получили список учебников для так называемых элективных курсов по программе профильного обучения. Из 54 учебников, которые с этой целью предложило Министерство образования, «Просвещение» может взять только два и то с большой натяжкой. Такое впечатление, что профессура попросту достала свои старые лекции с полки и решила назвать их элективными курсами. Это вузовские курсы. В этом и беда. На мой взгляд, профильная школа нужна. Но подготовка такого эксперимента в нормальных условиях занимает не менее пяти лет.
– Современное российское образование – это клубок взаимосвязанных проблем. Но все же какая проблема кажется вам первостепенной для решения?
– До тех пор пока не будут решены проблемы социального статуса учителя, повышения квалификации, переподготовки, обеспечения методическими пособиями, – ничего существенно в сфере российского образования не изменится. Также надо обеспечить целостный подход к реформированию системы образования. Необходимо четко уяснить, что делает выпускника каждого уровня образования конкурентоспособным на рынке труда – набор знаний, умений и навыков или какие-то личностные и ценностные качества? Без решения этого вопроса образование не станет важнейшей частью ресурсного обеспечения государства. С этим, в свою очередь, связана важнейшая задача, которую должно ставить перед собой образовательное ведомство, – это подготовка и переподготовка учителей. Любая система педагогического образования должна создаваться под государственную концепцию развития системы образования. К сожалению, концепция развития педобразования, которая была утверждена 17 февраля на коллегии Министерства образования, мало привязана к тому государственному образовательному стандарту, о котором сейчас говорит министерство.
– Опасаясь, что закон об образовательном стандарте и впрямь будет принят осенью 2003 года, некоторые специалисты – например, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов – предлагают не торопиться и принять временные стандарты...
– Когда я слышу про временные стандарты, я вспоминаю слова булгаковского героя про осетрину второй свежести. Не бывает временных стандартов.
– На рынке учебной литературы действуют два издательства-гиганта: «Дрофа» и «Просвещение». Не мешает ли это развитию рынка? И вообще сложился ли, на ваш взгляд, рынок учебной литературы в России?
– У нас не два издательства-гиганта! У нас целых 54 издательства, которые издают учебники Федерального перечня. Система учебного книгоиздания сегодня достаточно мобильна. Конкуренция на рынке всегда хороша. Мы размышляем над тем, какой должна быть система образования, каких она потребует учебников. Это заставляет нас придумывать что-то новое. Я считаю, что в России сегодня рынок учебной литературы сформировался.
– Однако российские родители и учителя продолжают жаловаться на катастрофическую ситуацию с закупками школьных учебников в регионах. Коллекторы учебной литературы забиты, нужных учебников нет, в магазинах школьные книжки – по утроенным ценам...
– Да, в этом году закупки учебников за бюджетные средства в среднем по регионам сократились на 30 процентов. Это означает, что с учетом роста цен в субъектах Российской Федерации будет закуплено примерно 60 процентов учебников от уровня прошлого года. Таким образом, если в прошлом году на одного ученика приходилось 1,8 новых учебников, в этом году – 1,2. Портфель ученика начальной школы обходится родителям, не считая рабочих тетрадок, карандашей, ластиков и прочих вещей, около 600 рублей. Комплект учебников для старшей школы – около 900 рублей. Наша издательская цена на учебник в твердой обложке составляет 37 рублей. Но зачастую в магазинах и у спекулянтов учебники иностранных языков издательства «Просвещение» продаются по 140 рублей и дороже… В подобных условиях обеспечения школ новыми учебниками говорить о введении профильной школы и нового стандарта образования просто не приходится.
– «Просвещение» прославилось на книжном рынке тем, что успешно повело борьбу с книжными пиратами, которые делали контрафактные тиражи или активно спекулировали школьными учебниками, наживая на этом миллионы. Вы продолжаете борьбу за чистоту книжного рынка, за кошелек российских родителей?
– Да, в «Просвещении» создана и активно работает служба экономической безопасности издательства. Специалисты этой службы внимательно отслеживают ситуацию на рынках учебной литературы и в книжных магазинах. Большую помощь и поддержку в борьбе с «левопечатниками» нам оказывают силовые ведомства – Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы и ГУБЭП Министерства внутренних дел РФ. Мы действительно были первым и пока еще единственным издательством в России, которое довело дело о книжном пиратстве до судебного решения. Активному левопечатнику дали два года условно. К сожалению, на сегодняшний день российская законодательная база не настолько совершенна, чтобы обеспечить адекватное решение вопросов о контрафакте.
– Что вы могли бы посоветовать в этом случае родителям, учителям, директорам школ?
– Можно посоветовать объединяться и обращаться напрямую к нам в издательство. Нам тяжело пока напрямую работать с отдельными покупателями, но мы можем поставить комплекты учебников школам по издательской цене. Узнать адреса наших магазинов, торгующих по издательским ценам в разных городах России, можно на нашем сайте www.prosv.ru. Эта же информация размещена на последней странице форзаца наших учебников.
– В прошлом году один из руководителей образования Казахстана рассказал, что образовательные стандарты были приняты в республике за четыре месяца. «Просвещение» много работает со своими коллегами из Казахстана. Как обстоят дела со стандартом у наших соседей?
– Я считаю, что система образования Казахстана реально опережает на 2–3 года развитие систем образования не только в России, но и в других странах СНГ. В Казахстане уделяют огромное внимание развитию системы образования в рамках программы Азиатского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и многих других программ. В казахстанские учебные заведения внедряются образовательные технологии, которые широко используются в мировой практике. Сейчас мы наблюдаем в Казахстане 12 процентов годового роста ВВП. В этом результате есть и вклад системы образования.
– Учебники нового поколения в Казахстане уже подготовлены и внедрены. Как это происходило и было ли учтено при этом мнение учителей?
– Над новыми учебниками трудились небольшие авторские коллективы. Работа носила рабоче-экспериментальный характер и заняла три года. Учебники корректировались даже по ходу их подготовки. Восемь лет назад в республике первый класс целиком перешел на казахстанские учебники. Потом второй, третий и так далее. В этом году по национальным учебникам будет учиться уже восьмой класс. Вместе с этим учебники дорабатываются, обновляются, учитывая требования учителей. Они носят в большей степени прикладной характер, дают знания, которые могут быть легко использованы на практике.
– Учебники издательства «Просвещение» по-прежнему популярны на всем пространстве бывшего СССР. Как скоро они будут вытеснены с рынков СНГ национальными учебниками нового поколения?
– Если мы не приложим серьезных усилий к разработке в России учебников нового поколения, эти рынки для нас в обозримой перспективе будут сокращаться, потому что разработки, которые ведутся в ряде стран ближнего зарубежья – на Украине, Казахстане, в Армении и Азербайджане, – свидетельствуют: через какое-то время учебники из России перестанут соответствовать требованиям, которые предъявляют системы образования стран ближнего зарубежья.
– Известно, что в будущем году издательство будет акционироваться. Каким тогда станет издательство «Просвещение»?
– Да, вышло соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации. Но это решение касается всех государственных унитарных предприятий России. Мы превратимся в открытое акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru