Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

С 1 сентября начнется первый этап федерального эксперимента по введению профильного обучения. В нем примут участие девятиклассники из 10 регионов России, их ожидает особая предпрофильная подготовка. Они же станут учениками экспериментальных профильных классов на следующий год. Реальные масштабы официального эксперимента пока не так велики: около двух десятков школ из каждого региона-участника (при этом в регионах определены по четыре пилотные школы, чьи сотрудники проходят обучение под руководством специалистов федерального уровня). Однако уже сейчас очевидны сложности и риски, которые будут связаны с переходом страны на массовое профильное обучение в 2006/07 учебном году (по плану-графику Министерства образования РФ). Чему будут учить в профильной школе? Как оценивать учебные достижения старшеклассников? Кто возьмется оплачивать труд представителей разных ведомств, участвующих в общей работе по профильному обучению?
Сегодня мы расскажем, каким видят положение специалисты из группы разработчиков эксперимента и какие вопросы задают педагоги и управленцы на местах.
Ирина ЧЕЧИЛЬ,
проректор по науке и международным связям
Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
Людмила РЫБИНА

“...И дети не будут рваться туда, куда им не надо”

Шестнадцать потоков тьюторов, 280 тысяч директоров – вот та критическая масса, с которой начинается профильная школа. Но перейдет ли количество в качество?

– Почему сегодня, на ваш взгляд, актуально сделать старшую школу профильной?
– Совершенно очевидно, что пришло время менять подходы, методы, методики работы в старшей школе. Сейчас ее коэффициент полезного действия ниже, чем у паровоза. А методы работы учителя в старших классах такие же экстенсивные, как и в начальной школе.
Кроме того, обучение в старшей школе очень детализировано по всем предметам. Каждый учитель сегодня старается дать любому ученику максимально высокий уровень – настолько высокий, насколько может.
Профильная школа позволяет ненужные, не интересные ученику предметы давать на базовом уровне. И за счет этого расширять курсы профиля и брать еще курсы по выбору ученика.
– Известно, что в эксперименте будут разрабатываться иные формы аттестации девятиклассников. Кроме сданных экзаменов они должны будут представлять еще и портфолио. Не получится ли, что для многих ребят, которые хотели бы поступить в старшую школу на выбранный профиль, это окажется невозможным?
– По закону в 10 класс должны принять всех желающих. Но в какую школу? Многие престижные и сейчас принимают в старшие классы по конкурсу. Но, может быть, нужно понять, что школа – это не только подготовка в вуз.
Каждый может и должен взять вершину своей пирамиды. Делая то, к чему он склонен, человек будет чувствовать себя состоявшимся. Но переломить сложившееся отношение к тому, что в математическом классе учатся лучшие, а на технологическом профиле те, кто не состоялся, трудно. Но необходимо. И тогда дети не будут рваться туда, куда им не надо, и родители не будут толкать их на это.
– На что будут нацелены курсы повышения квалификации учителей и управленцев при переходе на профильное обучение?
– В этом году с июля по октябрь мы на федеральном уровне учим 640 человек – профессорско-преподавательский состав ИПК тех регионов, которые в порядке эксперимента переходят на предпрофильное обучение в этом году. Это тьюторы, они потом будут у себя в институтах усовершенствования учить директоров, завучей и педагогов.
На этом этапе будут разъясняться все документы по профильному образованию. Подготовлены также примерные элективные курсы для девятиклассников, часы для которых берутся из школьного компонента и частично из области технологии. Разработаны курсы предметные, межпредметные и специальные, обучающие выбору профиля.
В 2004 году начнется обучение тьюторов – преподавателей ИПК и методистов муниципального уровня; уже по профильному обучению их будет 2800 человек, 16 потоков. Потом им предстоит на местах обучить более 280 тыс. директоров, завучей, учителей старшей школы – команду для каждого образовательного учреждения: не меньше 10 человек для городской и не меньше пяти для сельской школы. Это будет та критическая масса, с которой можно вступать в профильное обучение.
Мы решили, что на федеральном уровне не будем обучать предметам: предметники самого высокого уровня есть в каждом регионе, надеемся, там сумеют объединить силы вузов, ИПК, методических служб. Будем работать именно на новые подходы к преподаванию в старших классах.
Будем учить применять на деле проектные методы, индивидуализировать образовательную траекторию каждого старшеклассника, опираясь на его сильные стороны, развивая интересы. Предложим компетентностный подход.
Хотим дать тьюторам самые интересные наработки по преподаванию в старшей школе, привлекая для этого практиков.
Те, кто прошел курсы в академии, получили все материалы, разработанные организаторами: большую стопку брошюр, разработок, документов. Сейчас этот комплект издается типографским способом. Но как ни велик объем печатной продукции для академии, в каждом регионе окажется всего несколько комплектов, которые к директору и учителю вряд ли попадут. С ноября планируется вывесить их на сайте www.apkro.ru.

Итак, эксперимент начнется с понедельника. Ответит ли он на вопрос, как организовать переход в профильную школу, чтобы дети могли выбирать – и осознанно выбирать – свою образовательную траекторию? Или после 9 класса каждому скажут, куда он должен отправиться дальше, на что ему хватает ума? Не лишим ли мы детей права выбора? Права на ошибку, наконец? Будет ли новая старшая школа отвечать потребностям детей, общества, рынка труда или станет очередным административным проектом внутри такой разноречивой модернизации системы российского образования?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru