Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

С 1 сентября начнется первый этап федерального эксперимента по введению профильного обучения. В нем примут участие девятиклассники из 10 регионов России, их ожидает особая предпрофильная подготовка. Они же станут учениками экспериментальных профильных классов на следующий год. Реальные масштабы официального эксперимента пока не так велики: около двух десятков школ из каждого региона-участника (при этом в регионах определены по четыре пилотные школы, чьи сотрудники проходят обучение под руководством специалистов федерального уровня). Однако уже сейчас очевидны сложности и риски, которые будут связаны с переходом страны на массовое профильное обучение в 2006/07 учебном году (по плану-графику Министерства образования РФ). Чему будут учить в профильной школе? Как оценивать учебные достижения старшеклассников? Кто возьмется оплачивать труд представителей разных ведомств, участвующих в общей работе по профильному обучению?
Сегодня мы расскажем, каким видят положение специалисты из группы разработчиков эксперимента и какие вопросы задают педагоги и управленцы на местах.

Овена КОРСУНОВА

Коктейль “Профильная школа”:

50% федерального компонента, 25% – регионального, 25% профильности...

Многие учителя и директора школ, заслышав о массовом введении профильного обучения, тут же говорят: а мы это давно делаем. Разработчики министерского эксперимента отчасти согласны: в стране действительно накоплен опыт создания профильных классов и профильных школ в городах и селах.
– Однако, по-моему, было бы большим лукавством считать, что у нас выстроена система профильного образования. Ведь его сплошь и рядом считают синонимом углубленного предметного обучения, погружением в науку, – отмечает Анатолий Каспржак, член группы разработчиков по предпрофильной подготовке. – Но скорее уж углубленной, и практически по всем предметам, является программа сегодняшней старшей школы. Одна из главных задач начинающегося эксперимента – определить, каким должен быть базовый уровень в изучении школьных предметов.

Вы можете выбирать название профиля и учебный план

Проект БУПа старшей профильной школы, предназначенный для общественного обсуждения, включает 8 базовых общеобразовательных предметов. На них отводится 50% всего учебного времени. Еще 25% – на учебные предметы для профильного обучения (они могут совпадать с базовыми – та же математика – или быть достаточно экзотичными – “Основы агрономии”). Наконец, последние 25% учебных часов – это региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Можно считать достижением, что разработчики БУПа для старшей профильной школы сумели преодолеть сопротивление предметных лобби, когда список обязательных предметов переваливал за 10. Второй плюс – различение профильных и элективных курсов (элективный курс может к профилю не иметь никакого отношения, но быть интересен конкретному ребенку).
Третье – разгрузка учеников. Общее количество часов задано так, чтобы недельная учебная нагрузка не выходила за санитарные нормы, установленные для “шестидневки”. При том что уже существующие профильные школы, или так называемые спецшколы, по факту “учат” своих детей по 40–45 часов.
На основании БУПа разработчики составили “примерные учебные планы для некоторых возможных профилей” – от физико-математического до оборонно-спортивного.
– Остается только, чтобы на местах сумели правильно прочитать слова “примерные” и “возможные”. По нашему замыслу, школа и ее учредитель могут заявить любой профиль, не вошедший в примерный перечень, и разработать свой учебный план, опираясь на БУП, – продолжает Анатолий Каспржак.

Колесо жизни

В 2003 году сотрудники Института общего среднего образования РАО провели предварительную экспертную оценку уже существующих учебников, чтобы выяснить, можно ли будет их использовать в старшей профильной школе. По их заключению, опять же предварительному, для большинства из учебников это вполне реально после доработки и корректировки. Так что участниками министерского конкурса 2004 года, вероятно, станут уже известные авторские коллективы. Причем все больше специалистов готовы согласиться, что первейшей задачей будет подготовка учебников не по профильным общеобразовательным предметам, а по базовым.
Согласно документам, учебники, заявленные на конкурс, должны будут реализовывать “стандарт первого поколения”. Речь идет о федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, проект которого уже подготовлен в министерстве.
– Перед нами стоит комплекс задач, – подчеркивает Лидия Рыбченкова, начальник отдела образовательных программ и стандартов гуманитарного образования Министерства образования РФ. – После утверждения стандарта начнется разработка примерных образовательных программ и контрольно-измерительных материалов для оценки знаний выпускников, а также создание стандартов второго поколения.
Получается, учебники – победители конкурса 2004 года могут оказаться устаревшими еще до того, как пройдут серьезную проверку в массовом обучении.

На местах

На местах профильное обучение организуется по разным моделям (пока на основе уже существующих БУПов и программ).
– На селе распространенный вариант – выделение среди группы школ одной опорной, куда и приходят получать профильное образование все местные старшеклассники, – рассказывает Ольга Соборнова, главный специалист отдела общего образования Министерства образования РФ. – Это позволяет хоть в какой-то мере решить проблему концентрации кадровых и материальных ресурсов, необходимых для полноценного обучения.
Другая тенденция – появление образовательных сетей, включающих школы, ПТУ и учреждения дополнительного образования. В каждом звене сети берутся за создание 1–2 профилей или за проведение какого-то числа профильных курсов.
– На самом деле сильные школы не очень-то идут на сотрудничество со слабыми партнерами. По опыту нашего региона можно сказать, что вопрос массового профильного образования тесно связан с вопросом реструктуризации сетей городских и сельских школ. У нас стали появляться школы, куда дети приходят после окончания шестого класса, – говорит Мария Гончар, консультант управления образования Калининградской области. – В этих школах и предпрофильную подготовку стоило бы вести сразу три года: 7–9 классы.

80 и 20

А ученики? Согласно данным некоторых опросов, примерно 80% готовы выбирать профиль из того перечня, который им предложат. Остальные предпочли бы составить индивидуальный учебный план. На это пошли бы и некоторые школы. Большие, с опытным педагогическим коллективом, с хорошей материальной базой. Или, наоборот, маленькие и удаленные, как в Якутии, где несколько профильных классов создавать не из кого, а учить всех выпускников по одному профилю считают нечестным. Что же, эксперимент по профильному образованию разрешает и это (только вписывайтесь в БУП). Другое дело – финансирование подобных изысков.

* * *

Пока не решено, как будет осуществляться комплектование профильных классов. На основании принятой в прошлом году концепции профильного обучения это должна быть объективная, справедливая и полностью прозрачная для общества процедура. (Примерно так же формулировалась и идея ЕГЭ.) Предполагается, что выпускников девятых классов будут ждать экзаменационные испытания, которые проведет независимая комиссия, состоящая большей частью из учителей. Кроме результатов экзамена ученик сможет предоставить портфолио – свои образовательные достижения.
В министерстве считают допустимым использование тестовых методик на экзамене для девятиклассников. Так что нельзя гарантировать, что предпрофильная подготовка не выродится в натаскивание на предстоящие тесты. При всех оговорках (мы знаем, что тесты бывают разные, даже деятельностные) следует признать: характер итогового испытания для девятиклассников может оказаться еще одним камнем, способным изменить течение профилизации отечественной школы – от гуманных замыслов к жесткой реальности.

Итак, эксперимент начнется с понедельника. Ответит ли он на вопрос, как организовать переход в профильную школу, чтобы дети могли выбирать – и осознанно выбирать – свою образовательную траекторию? Или после 9 класса каждому скажут, куда он должен отправиться дальше, на что ему хватает ума? Не лишим ли мы детей права выбора? Права на ошибку, наконец? Будет ли новая старшая школа отвечать потребностям детей, общества, рынка труда или станет очередным административным проектом внутри такой разноречивой модернизации системы российского образования?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru