Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТОВАРНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА 
 

Приближается начало учебного года. В одних школах выстраивались очереди: свободных мест нет! В другие не могли набрать детей из ближайшего микрорайона. Может, потому, что родители получили возможность выбирать, где будут учиться их дети, а школы стали конкурировать между собой. А может, наступает очередной демографический кризис: первые классы набрать очень сложно…
Все чаще мы слышим: в России создан рынок образовательных услуг. Так ли это? И нужен ли он вообще?
Наталья ТИПЕНКО,
кандидат экономических наук, руководитель проекта Фонда Института экономики города

Предложение есть. Спрос есть.
А рынок, как всегда, закрыт на учет...

Прежде всего нужно определить и законодательно зафиксировать нормы финансирования образования, создать экономические стимулы для развития образовательных услуг.

Развитие рынка образовательных услуг в России идет тяжело и неравномерно.
Как известно, Закон «Об образовании» разрешает школам оказывать дополнительные платные образовательные услуги. И до недавних пор образовательные учреждения охотно пользовались этим правом. Но с введением Бюджетного кодекса и казначейского исполнения бюджета эта деятельность стала сворачиваться как экономически нецелесообразная.
Положения Бюджетного кодекса приравнивают внебюджетные средства, заработанные образовательным учреждением за счет предоставления образовательных услуг, к бюджетным средствам со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая учет тех и других денежных средств на одном бюджетном счете. Это означает, что чем больше денег заработала школа, тем сильнее можно урезать бюджетное финансирование. В итоге школа просто перестает видеть смысл в том, чтобы зарабатывать деньги на дополнительных образовательных услугах.
Существует еще одно важное обстоятельство, тормозящее развитие рынка в образовании.
В российском законодательстве нет четкого определения, что такое бюджетная образовательная услуга, которую предоставляет и оплачивает государство. На федеральном уровне мы не имеем финансового норматива обеспечения образования.
Сегодня государственные обязательства по финансированию общего образования передаются субъектам Федерации.
В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», субъект Федерации обязан обеспечивать финансирование реализации государственного стандарта общего образования.
Также в законе есть указание на то, что расчет субвенции бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня, будет определяться в соответствии с нормативами расходов, утвержденных законами субъектов РФ «на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов»…. Но на сегодняшний день федеральные нормативы на выполнение государственного стандарта общего образования отсутствуют.
Если федеральный норматив финансирования не определен, то финансирование, необходимое для реализации государственного стандарта, каждый субъект Федерации будет определять в том размере, в котором посчитает нужным, исходя из сложившейся практики, ситуации в регионе и субъективной позиции управленцев. Скажем, где-то будут включены средства на питание детей, где-то – нет.
Отсутствие четкого финансового норматива, финансирующего государственные обязательства, затрудняет контроль качества предоставляемых услуг как сверху, так и снизу – со стороны потребителей. Подчеркнем, что рынок – это не только большое количество и разнообразие услуг, но и возможность потребителя контролировать качество товара. Родители должны иметь, условно говоря, прайс-лист с перечнем образовательных услуг, которые обязано профинансировать государство, и указанием их стоимости. Тогда у родителей появится очевидный выбор: какие образовательные услуги они хотят получить за счет бюджета и какие – дополнительно за свой счет.
Кроме того, в законодательстве должны быть закреплены механизмы, позволяющие как предъявлять претензии, так и поощрять образовательное учреждение в зависимости от качества предоставляемых услуг.
Недавно я услышала рассказ бывшего мэра Санкт-Петербурга Владимира Яковлева про то, что у него в городе соседствовали две школы, и в одной, что называется, не было отбоя от родителей, желающих отдать туда своих детей, а в другой – недобор. Так вот Яковлев объединил две школы и передал их в ведение успешного руководителя второй школы, а здание передал в ведение директора соседнего образовательного учреждения. И теперь благодаря руководству талантливого директора эта теперь уже «сдвоенная» школа пользуется большой популярностью у жителей микрорайона. У директора нагрузка выросла вдвое, однако из-за несовершенства законодательства городские власти не могут адекватно оценить и этот труд.
Таким образом, для того, чтобы в России успешно развивался рынок образовательных услуг, необходимо не только создать экономические стимулы для развития дополнительных образовательных услуг, оказываемых на средства населения, но и распространить понятие «образовательная услуга, ее стоимость» на продукт образовательных, бюджетных учреждений, существующих за счет государственного финансирования. Это предполагает отказ от рассмотрения учреждения в качестве основы планирования и финансирования. Мы должны учиться работать в совершенно другой «системе координат», где учащийся и его родитель как потребители образовательной услуги – главные действующие лица. Тогда появится практическая возможность и свободы выбора для «потребителя», и поощрения за качество «производителя» услуги и привлечения дополнительных к бюджетным финансовых ресурсов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru