Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Овена КОРСУНОВА

Школа будущего на бумаге...

Проекты школьных зданий завтрашнего дня

Уже лет 15 никто не занимается проблемой школьного строительства на государственном уровне, сообщили нам в Институте общественных зданий Госстроя России. Типовые проекты, разработанные еще в бытность Советского Союза, морально устарели. И это не фигура речи. Взять хотя бы Закон «Об образовании». В нем названы три ступени школы: начальная, основная и старшая. Значит, и нормы для строительства школьных зданий должны разрабатываться дифференцированно. Ориентироваться на единые показатели нельзя. На этом настаивает доктор архитектуры, профессор Валентин Степанов.

По данным переписи школьного фонда 1984 года (более поздних данных нет, их просто не собирали), на одного ученика в школьных зданиях страны приходилось 4,7 м2 площади. В эту цифру входит все: площадь учебных помещений, рекреаций, спортивных залов, тех же учительских. По Европе подобный показатель – не ниже 15 м2. А каким должно быть современное типовое здание школы? Есть ли общие решения?
Мощные наработки в этом направлении есть у московских архитекторов. Они регулярно получают заказы Департамента образования Москвы на строительство школ. Норматив (с 1999 года) – 16–11 м2 на одного ученика. Архитекторы придумывают школы, в которых есть большие зальные помещения для универсального использования, например так называемый атриум – крытый внутренний дворик. Другая идея – создавать автономные школьные блоки. Допустим, блок начальной школы, старшей, спортивный. Здание может остаться цельным. Тогда в основной части будут располагаться помещения общего пользования (столовая, библиотека), а в каждом «крыле», «отростке» – комнаты для занятий малышей или старшеклассников. У каждого «отростка» еще и свой отдельный вход.
Третье заметное новшество в архитектуре школ – появление квадратных учебных кабинетов. Привычные кабинеты-пеналы, которые здорово экономили электричество (свет падал слева и для всех), мешают современному учителю организовать игры детей, групповую работу. «Пусть парты стоят так, чтобы все дети были поближе к учителю и никто не оказывался на галерке», – считает Юрий Григорьев, первый заместитель руководителя Московского комитета архитектуры. А Валентин Степанов предлагает даже использовать единый стандарт учебных помещений: 8,4 на 8,4–9 м2. Архитекторы хотели бы большего сотрудничества с теми, кто будет учить детей в школах нового образца. «Что вам нужно?» – спрашивают они. Оказывается, лекционная аудитория, в которой к креслам приделаны подставки для ведения записей; типография; красивое оформление лестниц. Общий наказ архитекторам от директоров московских школ и представителей органов управления образованием был сформулирован в резолюции «круглого стола», который прошел 19 августа, под девизом «Современному образованию – современные проекты школ». Пожеланий несколько: откорректировать типовые проекты зданий прошлых лет. Придумать новые проекты начальной школы, старшей профильной школы и школы для детей с ограниченными возможностями.
Однако строительство новых школьных зданий далеко не единственная забота архитекторов. «Наша задача – научиться грамотно заниматься реконструкцией и модернизацией школ старых районов», – говорит Юрий Григорьев. А Валентин Степанов подчеркивает, что подход должен быть системным. Нельзя создавать замечательные условия обучения для учеников, которые придут в новые школы, и при этом забывать об остальных.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru