Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

В регионах идет приемка школ. Наши корреспонденты побывали в разных городах на этом ежегодном мероприятии. Но мы не будем публиковать репортажи с мест – это небезопасно для участников событий. Мы обменялись впечатлениями и решили создать примерный сценарий этого мероприятия. Действующие лица всем известны. Исполнители бывают разными, но суть меняется мало, амплуа определено раз и навсегда: директор – злодей, который непременно что-то не доделал и скрывает (он вообще за спиной штепсель прячет), он же мальчик для битья; его призывает к ответу проверяющая сторона – герои и борцы за безопасность, здоровье, счастье детей (дети за сценой). Они знают, как надо.
Во время действия возможны мистификации, драматические сцены, комические эпизоды, но финал известен: несмотря на все приемки и проверки, многие школы совершенно не годятся для того, чтобы в них находились дети.

Людмила РЫБИНА

Приемка, или История о том, как человеческие слабости побеждают строгие инструкции

Пьеса в трех действиях

Пожарные, представители санэпидслужбы и управлений образования приходят в школу иногда по очереди, иногда все вместе – комиссией, но в любом случае представление разворачивается в трех действиях.

Действие первое
Пожарные

Пожарные – непременные участники процедуры приемки школ к новому учебному году. Как правило, у них с собой предписания, которые из года в год выдаются проверяемой школе, но на исполнение которых до этого лета закрывали глаза.
В этом году общий настрой первого действия пьесы сильно изменился. Пока, правда, можно только гадать, что это – очередная кампания или действительно начало перемен.
А наш герой-пожарник между тем продвигается по школьным коридорам, заглядывая в классы и время от времени сверяясь со шпаргалкой: проводка, огнетушители, запасные выходы, компьютерный класс, решетки на окнах, внутренние двери – в какую сторону открываются, пожарный рукав, ну и пожарная сигнализация…
В прошлом году:
– Где у вас электрощитовая?
Электрощитовая оказалась в пристройке, которая подтопляется подпочвенными водами.
– Да вы что? Неужели не понимаете, что электричество и вода – это гибель. Заходить сюда запрещаю!
Электрощитовую пожарный опечатал, и с этого дня не рабочий по комплексному обслуживанию зданий, или по-старому – техничка, а директор спускался туда, чтобы включить рубильники и дать свет школе, предварительно отклеивая бумажку с печатью, а потом законопослушно приклеивая ее обратно.
Может быть, так продолжалось бы еще много лет, но после пожаров этого года дело с мертвой точки сдвинулось. Нашли вдруг средства: к этой приемке электрощитовую перенесли в теплое и сухое место – коридорчик рядом с директорским кабинетом. Сценарий потребовал обновления.

В позапрошлом году:
– Раскатайте рукав, будем мерить. Его длина должна быть шесть метров.
Померили. Получилось 5 м 58 см.
Директор протянул заранее приготовленную, аккуратно завернутую в газету бутылку. Потому что и в предыдущем году этот пожарный рукав был такой же длины.
Замечание записано, приемка прошла.
В этом году впервые рукав не просто раскатали, но вдруг вспомнили, что к нему нужен еще брандспойт (кстати, его длина с лихвой покрывает недостающие у шланга сантиметры), и впервые заметили, что независимо от длины пожарный рукав негоден: как-то заливали зимой каток и не просушили потом как следует, рукав сгнил и в любом случае применить его вряд ли удастся.
Школа приемку не прошла.
Запасный выход. По правилам, он должен быть открыт, но вспомнить школу с открытым запасным выходом нам не удалось. В известных нам школах он традиционно открывается в день приемки для демонстрации пожарным.
Как оказалось, точно такие же – демонстрационные – бывают и огнетушители. Перед приемкой их собирают у знакомых автовладельцев, развешивают в школе, а потом возвращают хозяевам – у них свои проверяющие – гаишники. Держать же заряженные огнетушители в школе постоянно, да еще в доступном месте, небезопасно: слишком велик соблазн попробовать, как эта штука работает, считают некоторые директора.
Замечания о пожарной сигнализации, вернее, о ее отсутствии, писались традиционно из года в год, но поскольку удовольствие это дорогое, то на выполнение этого замечания никто и не рассчитывал – ни те, кто их писал, ни директора. Считалось, что приемка прошла, а замечания устраняются. Школа же пока работает. И год, и два, и…
Как правило, выдачей предписаний обычно и оканчивалось действие первое. (Есть местные варианты с банкетами и взятками. Правда, деньги небольшие. И пожарные честно сознаются: школы для них в этом плане объект неинтересный. А директора сетуют: с санэпидслужбой тяжелее.)
Но в этом году в нашем сценарии новости: не обычное – «принято с замечаниями», а совершенно однозначное: «не принято» – такое решение вынесено пожарными во многих городах. Мелкие недочеты будут устраняться, но есть требование пожарных, которое трудно выполнить: в подавляющем большинстве школ нет ни пожарной сигнализации, ни денег на ее приобретение.
Центральная сигнализация на небольшую школу стоит больше 200 тыс. рублей. Кое-где пожарные сами предложили альтернативный вариант: автономные дымовые пожарные извещатели. Но и они недешевы. Одна такая штука стоит больше 500 рублей, в кабинет их требуется как минимум две, плюс коридоры, мастерские, залы.
В ходе пьесы под названием «Приемка» случился сбой. На сцену вышли новые лица: муниципальные власти. Ведь надо изыскивать деньги, и немалые.
И тут муниципальные власти, которые, как вы помните, уже на сцене, приглашают к выходу еще одно действующее лицо… Ну конечно, это родители.
Некоторые муниципалитеты предложили школам решить эту проблему, привлекая родительские средства…
Правда, тут еще одна неувязка: пока не идут занятия, как добыть родителей, а пока нет противопожарной сигнализации, занятия начать нельзя: школа не готова к началу учебного года. Кое-где решили пока так: 1 сентября детей встретить и День знаний провести, собрать деньги, если удастся, а потом школы закрыть, чтобы доделывать недоделанное.

Действие второе
Санэпидслужба

Это действие очень похоже на первое, только накал страстей здесь, может быть, пониже.
Если уж нам огонь не страшен (особенно если пока не горит), то какое-нибудь банальное отравление и совсем нипочем. А уж заботиться о здоровье, даже если это здоровье детей, – нет, не в нашем это менталитете. Но вот санитарные врачи утверждают, что кроме роковых обстоятельств и хронической нехватки средств есть и такие факторы, которые зависят только от директора. Правильно расставить парты. Регулярно протирать плафоны и заменять перегоревшие лампочки. Проветривать классы на переменах, заклеивать окна на зиму. Многие ли держат эти проблемы за актуальные? Но это осанка, это зрение, это ОРЗ…
У санитарных врачей при приемке свой список излюбленных мест: пищеблок, плиты, холодильные камеры, в классах – освещенность, мебель. Смотрят и территорию школы, должны смотреть и расписание на соответствие СанПиНам, но на время приемки школы расписания еще нет.
В одной школе врачи не приняли кабинет информатики. На полах не то покрытие, и шторы не соответствуют требованиям. Директор обижается:
– Сами говорили, что шторы должны быть темными. Никаких других параметров не называли. Мы сняли занавес в актовом зале – темно-зеленый с не очень заметными разводами, сделали из него шторы, а теперь и занавеса нет, и шторы не годятся?
В качестве ремарки заметим, что кабинет информатики в этой школе в таком не принятом СЭС виде работал и в прошлом учебном году, потому что управление образования требовало информатизации, а материально помочь не могло. Выходили из положения так: проводили уроки информатики по субботам, когда у СЭС выходной. Но так как все классы в субботнее расписание не помещались, то приходилось открывать злополучный кабинет еще и в среду. Тогда у дверей школы кто-то обязательно дежурил и при появлении незнакомых людей должен был срочно известить, чтобы компьютеры выключили и сделали вид, что обучение идет без использования машин. Тут надо еще добавить, что компьютеров всего 2 (два!) на 700 учеников.
Картина последняя (в этом действии).
Врач с директором заходит в пищеблок.
– Вытяжка работает?
– Работает.
– Вы ею пользуетесь?
– Пользуемся.
– Включите.
Директор идет к рубильнику. Работница столовой бежит за ним, пытается его остановить, громко шепчет:
– Подождите, подождите.
Директор с бравым видом включает…
Загудело. Пыль, грязь, остатки птичьих гнезд и птичьего помета, собравшиеся за восемь лет, которые вытяжка не включалась, понеслись, но почему-то не наружу, а как раз на проверяющих.

Действие третье
Управление образования

Представители управлений образования смотрят, как школа выглядит перед началом учебного года, то есть как директор ее подлатал и отремонтировал. Роль проверяющих была бы оправданна, если бы управление выделяло на ремонт средства. Большинству школ средств не выделяют по многу лет, но приемку проводят как ни в чем не бывало.
А что же директор, как он выходит из положения?
Тут мы должны сменить жанр и предложить вашему вниманию книгу рецептов.
Кабинеты чаще всего закреплены за классами, и ремонт их ложится на родителей. Кто-то собирает деньги и нанимает рабочих, но это не всем и не везде под силу. Чаще – минимум деньгами, только чтобы купить самое необходимое – краску, обои, а всю работу – своими руками.
Сельская учительница не смогла собрать деньги с родителей учеников. Они живут практически натуральным хозяйством, зарплаты давно не видели. Вложила свои отпускные.
Хорошо, что выплатили вовремя.
А вот классный руководитель из Северобайкальска получила от родительского попечительского совета некоторую сумму: каждая семья сдала по 180 рублей в год! По 15 рублей в месяц собирали. На эти деньги купить материалы и нанять профессиональных рабочих нереально. Но хорошо, что у нее старшеклассники. Они после экзаменов сами взялись за инструменты. Еще и вернули часть денег в семейный бюджет после окончания ремонта.
Еще один класс в другом месте и в другой школе отремонтировал… любимый муж классной руководительницы. Ругался, жаловался, мол, школа у него в печенках сидит, но кабинет привел в порядок. Там теперь уютно, безопасно и удобно работать.
В селе Покров Ивановской области отремонтировать школу несколько лет помогали бычки: учителя вместе с детьми занимались откормом, а на вырученные деньги делали ремонт. В прошлом году, правда, из-за засухи и нехватки кормов прибыли не вышло. В этом – взялись за новое дело: развели кроликов.
А вот еще адрес. Тоже сельская школа. Учительница сейчас в Москве, занимается на компьютерных курсах для учителей, организованных Федерацией интернет-образования, а перед поездкой вместе с ребятами вырастила и продала овес.
Правда, все эти рецепты рассчитаны на альтруизм, зашедший так далеко, что директор или учитель не вспоминает, что летнее время – время каникул, время учительского отпуска!
Кроме классов, которые, как мы уже рассказали, забота классных руководителей и родителей, в школе есть еще масса «ничейных» помещений: спортзал, мастерские, актовый зал, коридоры, кабинеты администрации, учительская, столовая… Это уж забота директора.
Может, конечно, и сюда что-то перепасть от денег за бычков, овес или гусей. Но в городских школах, где родители собирали деньги на ремонт классов, как-то не поворачивается язык просить еще и на коридоры. Хотя поворачивается или нет, а просить – теперь главное умение директора.
В городах директора освоили тактику походов к депутатам с протянутой рукой. Не всегда, но получается.
Депутат областной думы приехал в школу на выпускной вечер. Поздравил детей, поговорил с директором, с родителями и как раз к началу директорского отпуска перечислил деньги на краску. Получилось! Какой уж тут отпуск? Директор так и говорит:
– В коридорах и в тех кабинетах, где нет классных руководителей, ремонт делаю я.
– ?
– Ну, я, завхоз и технические работники. Да что вы, я был так счастлив, что деньги на краску получили, что уже и не думал, что идет отпуск, что не своим делом занимаюсь. Главное, школу подготовлю. Вот мела несколько лет не давали, моющих средств – это плохо. А еще на литературе хочется детям портрет писателя показать, а нет. Сделал ксероксы, но они дают очень отдаленное представление…
Но не отвлекаемся.
Ремонт не всегда только краска. Не все можно закрасить, бывают дела и посложнее. Что, думаете, кровля? Полы провалились? Перекрытия просели?
Перекрытия или полы видны, а бывают такие сюрпризы, что просто диву даешься.
Директору позвонили и сказали, что школу отключат от водоснабжения, если срочно не будет отремонтирована канализация.
Оказалось, что вдоль канализационной трубы, которая идет от школы, когда-то, лет 20–25 назад, посадили деревья. А их корни (век учись и дураком помрешь) оплели трубу и пронизали ее. И теперь они там, в трубе, как частое сито. Причем школе ничего, а поликлинику, жилой дом и больницу заливает. Бывает же такое. Директор – гуманитарий. Но и ему объяснили, что есть такая специальная машинка, которую запускают в трубу, она прочищает-прорезает все внутри, даже корни, и сама выходит где-то, где ее уже ждут… Среди родителей нашли специалистов, готовых эту операцию провести, но необходимо взять в аренду эту волшебную машинку. То есть как ни крути, нужны наличные деньги.
Ох уж эти наличные деньги, сколько в жизни директора случаев, когда без них никак не обойтись. Ну где их брать? Здесь у каждого директора свои секреты. От самого простого – собственной зарплаты или удержания методических денег с учителей, сборов с родителей до аренды или унизительнейшего поиска спонсоров.
В нашем случае деньги на чистку канализационной трубы пришлось взять у арендаторов, которые, надо сказать, отдали все уже на несколько лет вперед, а идти кроме них все равно не к кому.

Тут бы в нашей пьесе можно и занавес давать, да его, как вы знаете, извели на шторы в компьютерном классе.
Поэтому всем зрителям-читателям видно, как герои расходятся с конвертиками и подарочками. Только пожарники в новой редакции пьесы пока стоят насмерть. Но не каждый же год за ними будут с самого верха смотреть. Поуляжется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru