Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Москва в ЕГЭ не верит

Но в эксперименте участвовать будет

Московский департамент образования принял решение о том, что в следующем году пять из десяти учебных округов столицы примут участие в эксперименте по ЕГЭ. Пока еще неясно, по каким предметам будет сдаваться ЕГЭ и какие столичные вузы согласятся засчитывать его результаты. На этот вопрос, от которого во многом зависит проведение ЕГЭ в Москве, ответит Совет ректоров столичных вузов на заседании в сентябре.
А на днях свое отношение к ЕГЭ высказали методисты, директора и учителя школ, собравшиеся на круглый стол по теме: «Качество образования. Единые государственные экзамены”, состоявшийся в Московском институте открытого образования (МИОО).

Открывая обсуждение, первый заместитель министра образования Виктор Болотов в радужных тонах обрисовал итоги эксперимента в нынешнем году: примерно у 30 процентов учащихся оценки за ЕГЭ выше, чем за итоговую аттестацию в школе, число медалистов фактически не сократилось, за исключением особо урожайных на медали регионов. На основании этих фактов В.Болотов сделал вывод о том, что «мы выходим на штатный режим эксперимента».
Следом выступила руководитель Центра оценки качества образования ИОСО РАО Галина Ковалева. Она сообщила, что в области тестологии российские ученые за последние три года совершили настоящий прорыв, получив международное признание. И это почему-то лучший аргумент в пользу ЕГЭ.
Однако аудиторию такие доводы не убедили. Участников «круглого стола» волновали другие вопросы:
– Как обеспечить информационную безопасность эксперимента и достоверность его результатов?
– Каковы критерии отбора КИМов и перевода первичных баллов в 100-балльную и 5-балльную шкалу?
– Как отразятся результаты ЕГЭ на аттестации учителей и школ? Сколько стоит проведение эксперимента? Каковы его цели и задачи?
Особым образом хотелось бы отметить один вопрос, который был задан и Виктору Болотову, и Галине Ковалевой: «В каком случае вы считали бы, что эксперимент провалился?»
В.Болотов фактически ушел от ответа, сказав, что главная цель эксперимента – отработка технологий его проведения. А Галина Ковалева, ответственная за содержание КИМов и критерии оценки результатов ЕГЭ, заявила, что провалом эксперимента она считала бы нежелание регионов участвовать в ЕГЭ. А с этим, как известно, все в порядке: по свидетельству В.Болотова, к 47 пилотным территориям нынешнего года, уже подтвердившим свое участие в ЕГЭ-2004, присоединились девять новых.
Однако, по мнению московских педагогов, у ЕГЭ слишком много недостатков – организационного, содержательного, технологического характера, заложниками которых станут столичные учителя и выпускники, если они примут участие в эксперименте 2004 года.

Главный аргумент против ЕГЭ, высказанный столичными учителями, такой: задания по ЕГЭ слишком сложны и недоступны для многих учащихся, поскольку выходят за рамки обязательного минимума.
В.Болотов категорически отрицал этот факт, требуя привести конкретные примеры, к чему не все оппоненты оказались готовы, что не убавило их уверенности в собственной правоте.
Говорили и о том, что в отсутствие стандартов, устанавливающих единые требования к уровню подготовки выпускников, бессмысленно проводить ЕГЭ. В.Болотов пообещал «выдать» стандарты к 1 января 2004 года, что вызвало шум недоверия в зале.
Усомнились участники «круглого стола» и в экономической целесообразности эксперимента: судя по взрыву эмоций, никто в зале не поверил заявлению В.Болотова о том, что ЕГЭ примерно на 30% дешевле традиционных выпускных и вступительных испытаний.
По мнению собравшихся, «эксперимент прежде всего полезен министерству, которое реализует федеральные средства, отпущенные на эти цели».
«К мнению педагогической общественности не прислушиваются, все решается наверху», – возмущались собравшиеся, настаивая на проведении референдума для решения вопроса о целесообразности участия Москвы в эксперименте по ЕГЭ.

По свидетельству В.Болотова, министерство надеется, что «Москва доведет технологии ЕГЭ до совершенства». Естественно, руководители столичного образования сделают все, чтобы оправдать столь высокое доверие.

Заместитель председателя Московского департамента образования Лариса Курнешова призвала коллег оставить эмоции и заняться делом. «В 2005 году ЕГЭ станет массовым, – напомнила она. – Поэтому нет времени на проведение референдумов, надо отрабатывать технологии!»
Но, по убеждению большинства, для подготовки к эксперименту времени не хватит, поэтому участники обсуждения единодушно высказались за добровольное участие в эксперименте, тем более что, по свидетельству В.Болотова, министерство не возражает против такого варианта.
Примечательно, что за добровольность проголосовала и один из идеологов ЕГЭ, Галина Ковалева. Ее доводы в пользу такого решения основаны на том, что, по разным прогнозам, среди ректоров московских вузов гораздо больше противников, нежели союзников ЕГЭ. Следовательно, у выпускников столичных школ не будет никакого резона участвовать в эксперименте, если принимать сертификаты ЕГЭ будет 10–15% столичных вузов.
Как заявил методист Евгений Юрченко, по данным опросов, проведенных в некоторых школах Юго-Западного учебного округа, до 30% 11-классников намерены перевестись в школы тех округов, которые не задействованы в эксперименте.
К моменту принятия исторического решения Л.Курнешова покинула зал, поэтому реакция столичного начальства пока неизвестна.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru