Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Наши консультации

– Отношусь ли я, заведующая библиотекой Государственной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида, получающая зарплату по 13-му разряду ЕТС, к работникам культуры с 13-го по 18-й разряд?
К своему письму наша читательница приложила ряд постановлений правительства Калужской области об установлении доплат в размере 20% к должностным окладам, установленным по ЕТС работникам отдельных учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджета муниципального образования. В частности, такие доплаты установлены «работникам культуры с 13-го по 18-й разряд». К сожалению, установленная доплата не относится к должности, занимаемой нашей читательницей. Здесь мы становимся жертвой ошибки, обычно допускаемой многими авторами административных, да и зачастую законодательных актов. Здесь не сказано, к работникам каких учреждений относятся данные доплаты, что необходимо было сделать согласно статье 57 ТК РФ. Скорее всего в постановлении следовало бы написать: «работникам учреждений культуры» или «учреждений образования». Но все это требует разъяснения, что имел в виду автор постановления. Библиотекарь – не единственная должность в штатах образовательных учреждений, которая носит «межотраслевой» характер. Это и культорганизатор, и концертмейстер, и художник, и ряд других.

– Входит ли время военной службы в специальный педагогический стаж?
В упомянутой вами статье 10 «Право на труд» Федерального закона РФ «О статусе военнослужащего», принятого 27 мая 1998 г. и действующего с последующими изменениями и дополнениями, в пункте 3 сказано, что время нахождения на военной службе засчитывается и в общий трудовой стаж, и в трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы. Конечно же это время засчитывается в специальный педагогический стаж, если занимаемая вами должность относится к педагогическим. Скажем, должность тренер-преподаватель относится к педагогическим должностям, а инструктор по физкультуре – не во всех случаях. Согласно общему правилу, сформулированному в статье 57 Трудового кодекса РФ, «если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей... и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ». Уточните статус вашей должности в вашем отделе кадров.
Что касается военных сборов, то это та же осуществляемая по призыву служба; на нее распространяется та же льгота (норма) по стажу.

– Имеем информацию, что на должностях инструктора по спорту и тренера-преподавателя по спорту не имеют права работать лица без специального спортивного образования. Если есть такое решение, в каком порядке решается вопрос по увольнению человека, занимающего должность без соответствующего образования?
Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ (действует с 1 февраля 2002 г.) и аналогичной ей статье 53 Закона РФ «Об образовании» (принят 13 января 1996 г.) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, устанавливаемом типовыми положениями об образовательных учреждениях. Уровень подготовки лица, претендующего на преподавательскую работу, определяется в процессе аттестации.
В учреждениях образования предусмотрены следующие должности работников спортивного профиля: руководитель физического воспитания (8–14-й разряды), тренер-преподаватель (6–14-й разряды), инструктор по физической культуре (6–13-й разряды). Даже на низших разрядах к работникам в этих должностях предъявляются требования иметь среднее специальное образование. Если работник не имеет необходимой квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут по инициативе администрации в порядке статьи 81 ТК РФ. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие: а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание: простого факта отсутствия у работника требуемого формального образования недостаточно, но в ходе работы аттестационной комиссии должен найти подтверждение факт недостаточности квалификации работника. Аттестация должна проводиться с участием представителя профсоюзного или другого уполномоченного выборного органа. По этому основанию нельзя уволить работника, который не подлежит аттестации; ему должна быть предоставлена другая работа, и только при невозможности перевода с согласия работника он подлежит увольнению.

– Есть ли эта информация в Интернете?
Сейчас практически каждое учреждение имеет сайт в Сети, и необходимую информацию очень просто можно отыскать по его наименованию, полному или сокращенному, в самой Сети. Проблема возникает в качестве самих сайтов. Пользователь должен иметь гарантию, что информация на сайте регулярно обновляется.

– Мне был неправильно установлен педагогический стаж, и около трех лет вместо 12-го разряда мне платили по 11-му. За 2001/02 учебный год мне сделали перерасчет и выплатили деньги, а старые долги платить отказались, сказав, что я виновата во всем сама.
Всегда в письмах наших читателей вызывает удивление фраза о том, что некое должностное лицо (не суд!) определяет вину работника. Вот этим вопросом и займемся. Согласно действующему порядку, установление разрядов оплаты труда педагогическим работникам в зависимости от уровня образования и стажа работы осуществляется на основании документов и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. Если необходимые подтверждающие стаж документы находились в учреждении, то неправильное установление стажа – ошибка (или вина) образовательного учреждения. Этой своей ошибкой учреждение нанесло имущественный ущерб работнику. Работник имеет право предъявить иск учреждению, в том числе и через суд. Размер ущерба и порядок его возмещения может быть установлен на основании статьи 236 ТК РФ «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы». Образовательное учреждение обязано при обнаружении ошибки само определить свою задолженность перед работником и компенсировать ее.

– Является ли совместительством работа в одной и той же школе на двух должностях: на ставке заведующей библиотекой и на 0,5 ставки библиотекаря читального зала? Увеличивается ли в связи с этим мой рабочий день?
Совместительством считается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время на условиях трудового договора. В рассматриваемом случае работа библиотекаря в читальном зале не носит характера работы, существенно отличающейся от работы заведующего школьной библиотекой. Поэтому, если нет по каким-либо причинам возможности на должность библиотекаря принять отдельного работника, выполнение дополнительных обязанностей может компенсироваться установлением доплаты за фактически выполняемые заведующим библиотекой функции. В приказе для бухгалтерии должно быть указано, что к должностному окладу зав. библиотекой устанавливается доплата. Нужно ли увеличивать рабочее время при этом – зависит от графика работы читального зала. Поскольку заведующий библиотекой является работником с ненормированным рабочим временем, то регулирование времени работы в читальном зале определяется местными условиями. В любом случае дополнительная оплата производится только за фактически выполняемую дополнительную работу.
Хотим напомнить также, что вопросы организации работы школьных библиотек подробно освещаются в газете «Первое сентября» в приложении «Библиотека в школе».

– Какими нормативными актами регулируется в настоящее время деятельность учреждений дополнительного образования?
Федеральный закон «О дополнительном образовании» был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в июле 2001 года. Во втором и третьем чтениях в Госдуме закон поддерживало Правительство РФ. Однако в дальнейшем данный закон был отклонен Президентом РФ и соответственно не был принят. Причина его отклонения традиционна – нежелание расходовать на образование бюджетные деньги. Дело в том, что данный закон устанавливал обязанность государства финансировать дополнительное образование детей и взрослых. В большинстве так называемых развитых стран инвестиции в дополнительное образование сопоставимы с инвестициями в систему высшего образования.
В современной России количество государственных учреждений дополнительного профессионального образования превышает количество вузов.
На сегодняшний день дополнительное образование лишь упоминается в Федеральном законе «Об образовании», а также регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233) и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610) с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.

На вопросы отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru