Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ

Делая подарки, смотрите далеко

Для того чтобы принять реальное участие в жизни детей-сирот, нужны не столько деньги, сколько ответственное отношение к попечительству

Сиротам надо помогать. И пока мы сами не начали проявлять активность, считали, что тезис этот настолько прост и однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно просто засучивать рукава. При более же близком знакомстве с проблемами детских домов обнаружилось: помощь бывает полезная и вредная.

Вредная помощь

Самые привычные и понятные способы помощи сиротам – это подарки. От простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогущих телевизоров и компьютеров. Кто-нибудь хоть когда-нибудь задумывался над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?!
Представьте: в детский дом приезжают спонсоры, вручают детям дорогие подарки, оркестр играет, дети танцуют, все счастливы. Очень важная деталь: работают видеокамеры и фотоаппараты.
А теперь подумайте о том, как эту ситуацию воспринимают дети. Постепенно они начинают верить, что блага от мира можно получать бесплатно. Только за то, что ты сирота. И сиротство – наилучший способ вышибать из мира недостающие средства. Стратегия жизни.
Как-то мы попытались уговорить спонсора вручить подарки не всем поголовно, а только отличникам или тем, кто в последней четверти вдруг стал лучше учиться. Спонсор не согласился, и подарки получили все. За что? За то, что сирота.
Стоит ли удивляться, что у детей вырабатывается своеобразный, «эффективный» стиль поведения – «я сиротка». Суть его: демонстрируешь свое сиротство и получаешь право просить от мира что угодно – денег, бесконечного сострадания, оправдания лени и безответственности... Мир все отдаст и все позволит.
Попробуем проследить, что произойдет дальше. Выходит воспитанник детского дома в большую жизнь, начинает учиться или работать с той же стратегией: я сирота, мне положено!
Очень скоро бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен и что все надо зарабатывать. Годами наработанная стратегия поведения рушится. А другой-то нет!
Кто виноват? Сотрудники детских домов, организующие подобные акции? Спонсоры? Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?
Считаю, что причина трагедии в кратковременности нашего внимания. Мы все думаем о «прямо сейчас», а прямо сейчас подарки детям – это так здорово! Как научиться задумываться о будущем? Каким образом должен быть устроен детский дом, чтобы его работники были вынуждены (и хотели бы, и могли бы) проецировать далекие последствия своих действий?
Реальность такова: учреждения, столкнувшиеся с проблемой социального сиротства, устроены так, что видеть эти далекие последствия своих действий им ни к чему. Безусловно, талантливые воспитатели детских домов и отдельные замечательные сотрудники социальной сферы встречаются. Но это скорее случайность, заслуга «ненормальных» педагогов (низкий им поклон).
Не нужно приучать детей и окружающих их взрослых (воспитателей и других сотрудников детского дома) к подачкам. Не нужно формировать психологию нищего.
Нужно обращать внимание на тот контекст, в котором ребенок получает те или иные блага, пытаться предвидеть его будущее.

Полезная помощь

Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что из этого самое существенное? Какие именно лишения клеймят их печатью сиротства, принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных и несчастных, но все-таки не сирот?
Это не деньги, не модная одежда, не компьютеры. Множество обычных семейных детей живут в куда худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в другом, более глубинном.
Воспитанники детских домов официально именуются «детьми, утратившими родительскую опеку». И это главное, чего им не хватает, – опеки. И именно в этом им нужно помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остаются ничьими.
Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь. Вокруг слова «попечитель» напридумывали тьму мифов-предрассудков. Один из самых странных, что попечитель – это тот, у кого много денег. Неверно! Попечитель – тот, кто опекает, берет на себя ответственность за судьбу ребенка, задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие... Такую позицию настоящего попечителя, на мой взгляд, может занять любой здравомыслящий человек.
Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, – вредные деньги. Это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.
Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных и зачастую не требующих денег вовсе. Куда нужнее денег и материальных благ духовная ответственность попечителя. Его гражданская позиция.

Это может каждый

Люди почему-то считают, что быть попечителем – недосягаемо сложно. Что это «не для простых людей» и вообще «все страшно и непонятно». Между тем существует множество нестрашных способов реальной помощи и, значит, настоящего попечительства, которое по плечу любому мужчине или женщине.
Способ первый. Детям-сиротам не хватает положительного образа взрослого человека. Обыкновенного человека. С его заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком может определить всю его дальнейшую жизнь, помочь самому стать взрослым.
Способ второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром – городом, природой, другими людьми. Попечитель введет подростка в свой круг общения, клуб, секцию или компанию. Подыщет ребенку посильную работу в свободное от учебы время. Обсудит вместе с ним его (и свои) успехи и неудачи.
Тут необходима оговорка: если уж включать ребенка в свою компанию, то по-настоящему, а не как бедную сиротку. Требовать ответственности и чести, помощи и головы на плечах. Всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Прощать или ссориться – тоже по-настоящему.
Всепрощение и безнаказанное «не хочу – не буду, меня в другую секцию запишут» воспитывает иждивенца и любителя халявы, а не взрослого человека.
Способ третий. У социальных сирот нет опыта жизни в нормальной семье. У некоторых нет опыта жизни в какой бы то ни было семье. Зато у многих есть такой, что лучше бы его не было вовсе... Но эти дети все равно вырастут и создадут собственные семьи. Интересно, какие, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!
Статистика печальная: сироты плодят сирот. Вот почему ценнейшая помощь сироте – предоставить ему возможность пожить в семье. Если вы возьмете на некоторое время пожить к себе в семью ребенка из детского дома, вы окажете ему неоценимую услугу в обретении самого важного жизненного опыта.
Еще одна оговорка: взять пожить в семью – не значит устраивать ребенку праздник каждый день. Ему необходим реальный опыт жизни в семье, включающий в себя все, что бывает: выгуливание собаки, вынос мусора, ответственность за «младшего брата», подарок на день рождения, пирожки в выходные, поездка «к маме на работу», подзатыльник от «отца», если поступил не как мужчина, выяснение отношений, семейный поход в магазин или кинотеатр и многое, многое другое.
Вариантов, чтобы официально оформить такое попечительское действие, множество. Обращайтесь в администрацию детского дома, вам о них расскажут.
Способ четвертый. Детдомовцу крайне необходимо хорошее образование. Дети детских домов и школ-интернатов, как правило, учатся хуже своих «семейных» сверстников. Есть такой термин – «запущенность», это когда в детстве ребенком никто не занимался... И вот вроде бы и голова светлая, и старается, а оценки плохие. Потому что учиться таким детям гораздо сложнее, приходится прямо продираться, брать с боем то, что обычные дети проскакивают легко за счет бабушкиного чтения книжек и прогулок с родителями.
Детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если чудо и случается, то он обычно не тянет, и его тут же переводят во вспомогательную. А ребенку просто нужна индивидуальная образовательная программа и талантливый учитель. Если вы хорошо образованы и можете научить ребенка учиться, цены вам нет! Помогите хотя бы одному. Это и есть попечительство высшей пробы!
Если вы не педагог, не смущайтесь. Вы можете помочь тем педагогам, которые умеют вести индивидуальные образовательные программы для брошенных детей, но не получают за это ничего, поскольку государство «забывает» оплачивать им такую работу.
Пример: Красноярский завод цветных металлов несколько лет помогает проводить зимнюю школу развития, в которой учатся дети заводчан вместе с детьми из детского дома.
Большинство из нас не богаты и не отмечены властью. Есть варианты попроще: учреждать посильную стипендию воспитаннику детского дома, который учится лучше всех. Или тому, кто больше всего троек и двоек в четверти исправил. Успевает и учиться, и спортом заниматься.
100 рублей в месяц для воспитанника детского дома – огромная сумма, и ее вполне достаточно. Предположим, вы устанавливаете пять стипендий в различных категориях, получается всего 500 рублей в месяц. А в год – 6000, это ведь многим по силам.
Если процесс отбора стипендиатов обставить правильно, эта мизерная сумма по действенности окажется более высокой наградой, чем просто так подаренный дорогой телевизор. Приучит к тому, что в жизни нужно много трудиться, что бесплатно ничего не бывает, все нужно заслужить, заработать. А главное – ребенок поймет, что кто-то заинтересован в его учебе, что стоит стараться, даже если настоящим родителям до этого нет никакого дела.
Список способов помощи не ограничен. Для каждого желающего проявить свою гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый вариант поддержки детей из детского дома, нет ничего проще. Начните с малого. И не забудьте «смотреть далеко». За каждым своим повседневным действием просчитывайте возможное будущее опекаемого ребенка.

Геннадий АСИНЬЯРОВ
г. Новосибирск

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru