Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ–РЕГИОНЫ

Школа чрезвычайной ситуации

Похоже, правительство нашло быстрый и дешевый способ сократить расходы на образование

В прошлом месяце президент В.В.Путин принял в один день сразу двух министров – образования и по чрезвычайным ситуациям. Обоим задал один и тот же вопрос о пожарной безопасности и состоянии готовности школ к новому учебному году. Судя по протокольной съемке, показанной по всем центральным каналам, президент был сильно озабочен этим вопросом, и ему действительно хотелось выяснить, что могут сделать ведомства, чтобы избежать новых жертв. Образовательный ответ был, как обычно, лапидарный: мол, разработали программу, прилагаем все силы…
А генерал Шойгу ответил по-военному: «Есть. Задачу понял».
Для профилактики прошла вводная Министерства внутренних дел – усилить надзор за пожарной безопасностью. Однако, судя по всему, пожарным не очень доверяют в этом вопросе, поэтому, хотя они и постарались припугнуть управления образования в своих регионах, со всех сторон идет информация: десятки школ не готовы, сотни школ закрыли... – тем не менее все это, как нам кажется, предварительная зачистка. Основной удар придется на последнюю декаду августа, когда в школы пойдут бригады МЧС и спасатели Шойгу без «ложного гуманизма» (авторство термина принадлежит самому главе МЧС; раньше боролись с абстрактным гуманизмом, теперь будут с ложным) начнут действительно сотнями закрывать школы и детские сады, а заодно ПТУ, а может быть, и вузы. Вот вам и оптимизация сети.
В России слишком много образовательных учреждений и учителей много, вообще население большое – прокормить, одеть и выучить трудно. А в результате того, что десятилетиями никто не заботился о школе, она, естественно, ветшала и пришла в негодность. Чиновники путаются в показаниях: медики считают, что в аварийном состоянии 7,5 процента школ, образовательные чиновники в регионах называют от 15 до 30 процентов, по нашим данным, если добавить школы, нуждающиеся в ремонте, а также школы без канализации и центрального отопления, то получится около 65 процентов.
Но в любом случае эти расчеты почти бессмысленны. Денег на капитальный ремонт нет и не предвидится. Поэтому решение появилось как бы само собой: «без ложного гуманизма» закрыть часть школ. Количество детей при всем желании сократить нельзя, но ученический контингент можно перевести в еще сохраненные школы. Двух-, трехсменка для России – дело не новое, и вместо затрат на ремонт и зарплату получается еще экономия, да нешуточная: годовой бюджет школы в среднем как минимум около 15 миллионов рублей, а если закрыть, например, 10 тысяч школ, то это миллиарды. Так можно ВВП не только удвоить, но и утроить, если подойти к делу с огоньком, инициативно и, главное, «без ложного гуманизма». Врачи, правда, могут затянуть знакомую песню о вредности занятий во второй половине дня, родители станут возмущаться, что закрыли школу рядом с домом, профсоюзы закатят истерику, что без работы остались тысячи учителей. Но им зададут только один вопрос: вы хотите, чтобы ваши дети горели в школах? Ну, что вы на это скажете? Конечно, скажете: «Ладно, ради безопасности детей пусть закрывают школы». Вот и решение, например, проблемы сельских школ. А то годами дискутировали, обсуждали: «Без школы село умрет». Тут все решается быстро и без проволочек: отопление печное – закрываем. Такая вот чрезвычайная ситуация. И надо сказать, что во всей этой чрезвычайщине есть своя логика. Заключается она, на наш взгляд, в том, что правительство, не сумев добиться улучшения в образовании экономическими механизмами и структурными реформами, похоже, теперь намерено добиваться результатов другими средствами, например силовыми. Заодно и народу показать, что демократия с ее публичными обсуждениями и другими формами забалтывания проблемы категорически неэффективна. Например, чтобы закрыть одну сельскую школу в Самарской губернии, там собирают сход, долго убеждают жителей, силы тратят, уговаривают. А тут приедет военный, скажет: «Властью, данной мне Шойгу и президентом, школа закрывается по причине ее пожароопасности. Кто против?»
А кроме того, силовое решение образовательных проблем может так понравиться, что спасателям могут передать для решения вопроса и проект стандартов, и определение норматива, и даже общественное управление. И не надо бояться человека с ружьем, то есть, простите, с огнетушителем. Школа – это, конечно, не землетрясение, но и здесь расхлябанности надо положить конец. А там, глядишь, будет перестройка в правительстве и все министерство ликвидируют за ненадобностью, а в МЧС в управлении пожаротушения возникнет небольшой отдел «Школа чрезвычайной ситуации». Для преемственности начальником отдела назначат доктора наук , профессора математики в звании полковника. Согласитесь, это все-таки лучше, чем полковник без степени или профессор без звания. По крайней мере для образовательной безопасности.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru