Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Открытия по дороге

Лето и отпуск подходят к концу, но впереди еще несколько теплых недель, самое время куда-нибудь поехать. С семьей или учениками; в далекую многодневную экспедицию или на двухчасовую экскурсию. А часто ли мы задумываемся о том, чем будем заниматься по дороге? Научили ли мы детей занимать себя в дороге чем-то интересным? Не пополнят ли они ряды огромной армии тех, кто в пути непрерывно жаждет пить и есть, глядя на которых, иногда кажется, что еда и питье – единственный повод для поездки?

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что экскурсии, особенно с младшими школьниками, лучше всего проводить по понятному и интересному для них поводу. Главное – уловить интерес детей к привычным для взрослых вещам. Рядом с нашей школой стоит дом, в котором жил известный хирург Пирогов. Мемориальную доску ребята видят каждый день, поэтому их вопрос «кто это?» был вполне закономерным. И вот прошлой осенью мы с младшими школьниками разного возраста отправились от дома, где юный Пирогов жил, до места, где он учился, а теперь расположен памятник. Ехать нужно на метро, а потом еще и порядочное расстояние пройти до памятника. Идем и по дороге обсуждаем, как же он стремился учиться, если каждый день проделывал весь этот путь пешком, без всякого метро. К тому времени мы уже примерно неделю читали про Пирогова, играли в его детство, знали, чем он занимался, и прониклись к нему интересом.
Наконец добрались: все ходят, разглядывают памятник, читают надписи, особенно поразил всех череп, который Пирогов держит в одной руке. Стали обсуждать почему: он был военным хирургом.
А один мальчик, причем старше большинства моих экскурсантов, все что-то оглядывается, томится, чего-то ждет, а я никак не пойму, в чем дело. Спрашиваю, что случилось, оказывается, он все ждет, когда же мы пойдем есть и пить. А мы перед самым выходом из школы пообедали, то есть ребенок не голоден, а у него просто рефлекс такой: раз куда-то отправились, будем есть и пить. Тут уж не до Пирогова.
И только потом, после поездки, я поняла, почему так получилось: все дети несколько дней жили в ожидании этой поездки, а этот мальчик в играх и рассказах о Пирогове не участвовал.
После этой поездки я сформулировала для себя то, что интуитивно делала и раньше: с детьми надо обсуждать, куда мы едем и зачем. Обязательно. Едете ли вы со своими детьми или на экскурсию со школьниками – у них должен быть собственный смысл происходящего.

Илзе РОЖКАЛНЕ
Международный институт игропедагогики

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru