Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

“Красная пристань”

На архангельской набережной возвышаются три странных скульптурных изделия.
Это – “Красная пристань”, самая знаменитая пристань Двины.

Архангельск был в первую очередь портовым городом. Это чувствовалось абсолютно во всем. Нельзя даже предположить, чтобы в орловской или же рязанской прессе появилось вот такое объявление: “Русское восточно-азиатское пароходство. Пароход “Двинск” отправляется из Архангельска прямым рейсом в Америку (Галифакс и Нью-Йорк), от пристани у вокзала северной железной дороги. Принимает пассажиров”.
Здесь же подобное было обыденностью.
На заре архангельской истории, во время Северной войны, порт был скорее не торговым, а военным пунктом. Например, в 1701 году Петр Первый сообщал в своем указе: “Свейские неприятельские десять фрегатов пошли на Белое море. А намерение имеют: придти вскоре в Двинское устье к Архангельской пристани и тот город бомбардировать, захватить и всяко разорение чинить”.
Архангельский порт не всегда процветал. К примеру, в середине девятнадцатого века губернатор Н.Качалов извещал: “К величайшему сожалению, все казенные мастерские Архангельского порта уничтожены, мастеровые распущены, здания и запасы материалов распроданы, но, может быть, часть всего этого можно приобрести обратно, ежели приступить без потери времени”.
А в 1911 году проблемы были несколько иными: “Архангельский порт, к которому приход иностранных судов увеличился уже до 500, в осеннее темное время бывает закрыт для входа вследствие неосвещения. Все суда, идущие в Архангельск, должны останавливаться на баре реки Двины и ожидать рассвета, а также и почтово-пассажирские пароходы”.
Так или иначе, все эти проблемы, разумеется, решались. А Архангельск все больше и больше приобретал славу портового города. Отсюда, например, бежали за границу Савинков с Каляевым – таможенными предрассудками порт не был чересчур обременен, поэтому они и выбрали Архангельск. А законопослушный художник Коровин тут ни от кого не скрывался, а вовсю наслаждался пейзажами: “Медленно отходит океанский пароход “Ломоносов” от высокой деревянной пристани.
Шумят винты, взбивая воду, оставляя за пароходом дорогу белой пены. Архангельск с деревянными крашеными домиками и большим собором с золотыми главами уходит вдаль, справа – песчаные осыпи гор. Сплошь покрытые лесами, они далеко тянутся и пропадают в дождливом дне”.
Именно отсюда отправлялись в знаменитый Соловецкий монастырь. Лев Толстой писал в своем рассказике “Три старца”: “Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы – которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками – беседовали друг с дружкой”.
Правда, в скором времени трансфер на Соловки сделался несколько иным. Игорь Грабарь, к примеру, отказался от такой поездки: “Белортран, несмотря на желание пойти нам навстречу, за отсутствием пароходов не мог нам предоставить ничего большего, как маленький пароходик, отправляющийся на Соловки особым отделом ЧК. Сильный ветер и качка, а на пароходе нет кают, и нам надо было быть на палубе целые сутки… От этого удовольствия мы отказались, тем более что сведения Георгиевского о Соловках неверны. Остров и монастырь превращены в грандиозный концентрационный лагерь не только для Архангельского района, но и для Москвы, откуда целые партии бандитов препровождаются”.
Впрочем, сегодня все опять, как и во времена Толстого и Коровина. На Соловки никто не “препровождается”, а по своей собственной воле туда ездят богомольцы и туристы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru