Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Вадим ГРЕХНЕВ,
психолог-социолог, профессор МГУ ,
беседовала Елена ИВАНИЦКАЯ

Колючие, дерзкие, нетерпеливые

О мотивах подростковых бунтов

Вот если бы мама первая со мной заговорила...

Завидую подросткам, которым родители не мешают жить, боясь домашних бунтов. Честное слово! Ведь большинство пап и мам при первых признаках тинейджерского нигилизма впадают в шок: “А-а-а-а! Мой впал в переходный возраст! Что делать, куда бежать...”
Приятно, когда они так паникуют. Иногда не зря, а с серьезными основаниями. И трепещут не от того, что их сокровище проколет себе пупок, а от беспредела, который начинает твориться у него в голове.
У меня творился, теперь могу признаться. Неразделенная любовь, мысли о смерти, мировая скорбь и всякое такое. Родители моей подруги, стоило с ней приключиться такому, на цыпочках ходили, лишь бы не ранить ее чувствительное сердечко, не расстроить неокрепшую душу.
А мои? Нет, они такой способ работы с молодежью отвергали. Лежу я как-то вечером под одеялом в темноте, никого не трогаю, тихо страдаю: “Жизнь предала меня и прошла мимо. Черная полоса». Заходит довольная жизнью родительница, включает свет: “Что лежишь? Искания, что ли, начались? Вижу. Экзистенциальные? Так-так. Мальчики не любят, контрольная на носу, и вообще погода плохая? А ну марш ужинать!” Хиханьки да хаханьки ей. Обидно, сил нет. Ждешь, что к тебе войдут, робко постучавшись, и тихим, вкрадчивым голосом спросят: “Тебе, доченька, может, принести вкусненького чего-нибудь? Может, с алгеброй помочь? Случилось что?” А в ответ на мое презрительное молчание уйдут, нерешительно притворив дверь, станут тревожно перешептываться.
Не дождалась. Ну и ладно. Мне лично кажется, что оба варианта не оправдывают себя. Главная родительская функция в такое время – разговаривать с ребенком. Со мной то есть. Причем момент нужно выбрать точно: не рано, но и не поздно, пока я не нашла другого поверенного для своих тайн и не замкнулась в себе. Так и до суицидальных намерений недалеко. Я-то знаю, сама на подоконнике шестнадцатого этажа сидела и вниз смотрела. Поймут потом родители, из-за каких глупостей ребенок себе жизнь исковеркал, но уже будет поздно. И не надо спрашивать, что случилось да что с тобой. Достаточно просто начать разговор на тему, которая волнует нас. На самом-то деле поговорить с мамой очень хочется, только боишься и смущаешься. Вот если бы она первая начала...

Надя ИВАНИЦКАЯ, 17 лет

– Подростковый бунт – это закономерность? Или юношам и девушкам навязываются протестные формы поведения?
– А давайте сначала разберемся с содержанием, которое мы обычно вкладываем в понятие «бунт». Это важно. Еще Декарт призывал определять значение слов и тем самым избавлять мир от половины его заблуждений. Слово «бунт» толкуется как стихийное восстание, мятеж, что в переносном смысле означает также робкую попытку борьбы против чего-либо или несогласия с чем-либо и, как правило, обреченную на неудачу.
Бунт бунту рознь. Вот молодежное движение 60-х годов прошлого века: студенты и учащиеся старших классов Европы и США устраивают погромы и вносят беспорядки в размеренную жизнь обывателей, бунтуя против ханжеской морали и устоев тогдашнего общества. Но бунтом можно назвать и протестное поведение благополучной школьницы, наотрез отказывающейся надеть шапку в прохладную погоду. Однако в этом случае нельзя не замечать проявления упрямства – особой формы бунта, протестного поведения ребенка, показывающего не только его неприятие, несогласие с существующим положением вещей, но и свидетельствующего о процессе становления индивидуальности, «я», личности человека. Я бы сказал так: любой подростковый бунт, любой протест – это общая психологическая закономерность, необходимость в процессе становления личности.
Процесс этот у каждого подростка протекает по-особому и зависит от многих обстоятельств: темпов физического созревания, воспитания, микросоциальных условий среды жизнедеятельности. Мятеж подросшего ребенка всегда ситуационен, во многом обусловлен его индивидуальным восприятием и оценкой конкретных жизненных положений. Конечно, когда эти ситуации становятся общими для большинства подростков, а их восприятие и оценка совпадают, протестные формы поведения сразу приобретают массовый характер. И только тогда можно кивать на социально-психологические основания и закономерности подросткового бунта, что отнюдь не доказывает вины той или иной культуры, которая якобы прямо и непосредственно навязывает протестные формы поведения подрастающему поколению.
Сама культура как совокупность созданных и освоенных людьми ценностей не несет в себе протестных форм поведения. Подростки вступают в жизнь, осваивают культуру своих предшественников. Естественно, какие-то ценности они принимают, какие-то – нет. Все зависит от конкретных ситуаций. От соответствия или несоответствия личных, групповых форм поведения и допускаемых нормами культуры общества возможностей их реализации. Если нормы существующей культуры препятствуют, а тем более жестко ограничивают свободный выбор молодежью своего собственного самостоятельного поведения, конфликта «отцов и детей» не избежать. Провокация социального бунта налицо. Молодежь прямо-таки подбивают к развенчанию тех или иных ценностей существующей культуры.
– А если подросток не бунтует против идеалов и привычек старшего поколения, преспокойно их принимает, со всем соглашается, во всем послушен, должно ли это настораживать родителей и педагогов?
– Трудно ответить однозначно. Надо выяснить, почему так происходит, в чем причина безупречного послушания. Может, вы как педагог или родитель настолько подчинили подростка своими жестокими и непререкаемыми директивами, что он давно понял: плетью обуха не перешибешь. И в силу сформированного вами неконфликтного, несамостоятельного характера превратился в «пофигиста». Или в лицемера (дома с вами он один, а в кругу сверстников – другой). В такой ситуации необходима немедленная педагогическая коррекция своего отношения к подростку.

Другая ситуация: он (она) не бунтует только потому, что вы создали такую доверительную атмосферу в семье, в окружении вашего ребенка, что у него нет ни причин, ни повода для этого. У вас ровное, уважительное отношение к его личности, жизненным потребностям. Вы воспитали его рассудительным, здравомыслящим, ответственным человеком. Ваш ребенок серьезно загружен учебой, занятиями спортом, музыкой, у него есть домашние обязанности. Вы откровенно обсуждаете с ним и его друзьями их личные проблемы. Они доверяют вам, вы добрый советчик в их делах. О каком бунте тут может идти речь?
– Популярные брошюры для воспитателей предупреждают: подростку тревожно и страшно в той социальной действительности, куда он вступает. Верно ли это?
– Верно. Он ведь не живет в безвоздушном пространстве. Поток негативной информации (захваты заложников, убийства, военные конфликты, природные катаклизмы, безудержный рост цент) неизбежно проникает в его сознание. И пусть он в силу своих возрастных особенностей не всегда отдает себе отчет в связанности этой информации со своей непосредственной жизнью, отмахнуться от нее он не может. Постоянно увеличивающаяся и беспорядочно складируемая в подполье психики негативная информация формирует установку видеть во всем какой-то непостижимый хаос, рок, подвох. Неудивительно, что он изначально настроен на отторжение всего, что, как ему кажется, лично к нему не относится. Но бесследно это не проходит. Страх, тревога, как бы такое не случилось с ним, разъедают его душу.
Во многих семьях, вместо того чтобы успокоить ребенка, нейтрализовать его страхи и опасения, пытаются оградить от реальных тягот и забот семьи. Обсуждать проблемы экономики, политики, общественной морали? Да в семье с детьми на такие темы вообще не говорят! А в школе дальше абстракций и пафосности продвинуться не решаются. Однако «железный занавес» тут не проходит.
Вольно или невольно в нотациях, указаниях родителей своим детям превалируют негативные оценки, мнения, которые настораживают и сеют неуверенность подростков в своих силах, возможностях и способностях.
На улице любящий папа обращает внимание дочери на стайку работниц в оранжевых жилетах, ворочающих трамвайные рельсы. «Посмотри, – говорит он, – они тоже плохо учились в школе, из-за этого провалились в институт, тебя ждет такая же участь – тяжелый физический труд в жару и холод, дождь и снег!»
Папа уверен, что он поступает правильно, внушает дочери необходимость хорошо учиться и... ненароком одновременно формирует ее заниженную самооценку. Порождает чувство вины, неуверенности и страха за свое будущее.
Подросткам и без того свойственны переживания по поводу различных комплексов своей якобы неполноценности. Они их у себя и так в избытке находят.
– Как же бедным родителям быть? Может, вы поделитесь секретами гармонического выхода из бунтарства?
– А так ли уж надо пресекать любое бунтарство подростков? Ведь это особое психологическое состояние. Оно необходимо для их социализации и развития индивидуальности, становления личности. Прежде чем что-либо делать со взбрыкнувшим внезапно подростком, выясните, какое это «бунтарство», в чем его смысл, направленность.
Если направленность асоциальная, поведение определенно преступное (наркотики, злоумышления против личности и собственности), что ж, тогда, как говорится, бейте во все колокола.
Но прежде обратите самое пристальное внимание на жизненно важные потребности подростка. Может, стоит их удовлетворить. По моему глубокому убеждению, все противоправные поступки и действия подростков обусловлены их нереализованными фундаментальными жизненными потребностями. Не заблуждайтесь: фундаментальные жизненные потребности – не только быть сытым и одетым. Подросток нуждается в безопасности, любви, уважении, заботе, общении, интересном занятии, наконец! Как показывает практика, подросткам приходится мириться с отсутствием именно этих знаков человеческого внимания.
Без интересных социально значимых занятий (спорт, искусство, работа), каких-либо обязанностей по дому, неприкаянный (нет проникновенности во взаимоотношениях с родителями, общения в школе, формальность связей), измученный постоянными нотациями и выговорами (никто не похвалит и не поощрит) – вот тот фон, на котором неизбежен подростковый бунт. («Раз вы не обращаете на меня внимания, не любите меня, все время против меня, я поступлю вам назло и сделаю так, чтобы вы почувствовали наконец – я тоже человек».)
Колючие, дерзкие, нетерпеливые. Они отстаивают свою индивидуальность и самостоятельность как умеют. Угловато, порой даже грубо, причиняя страшную боль, страдания родителям и учителям.
Не поддавайтесь порыву «справедливого» возмездия. Постарайтесь договориться, погасить конфликт. Сделать это можете только вы. Потому что вы и старше, и умнее, и опытнее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru