Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ 
 

Людмила РЫБИНА

Если ученик сам выбирает высоту...

Он становится внимательнее к другим и требовательнее к себе

Концепция модернизации «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», и далее читаем: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся…»
Что уже удалось сделать в этом направлении? Не в противоположную ли сторону от формирования ответственности, умения «самостоятельно принимать ответственные решения» направлен вектор стандартизации и ЕГЭ? Сегодня мы расскажем об опыте зеленоградского лицея № 1557, который действительно стал школой ответственности.

В лицее № 1557 у каждого ученика с десятого класса свой индивидуальный план. Из чего дети могут выбирать? Во-первых, по каждому предмету три уровня: базовый, расширенный и уровень специализации. Во-вторых, по желанию ученика курс может идти полгода, или год, или три месяца.
Можно легко представить работу учебной части лицея, которая должна как-то свести все индивидуальные планы в расписание, вплести сюда восьмые и девятые классы, которые занимаются традиционно, учесть пожелания 15 совместителей – кандидатов и докторов наук из Московского института электронной техники. Работа завуча в этой школе – без преувеличений высшая математика. Но начнем по порядку.
Сначала желающие со всего города поступают в лицей в 8 класс. Конкурс прошлого года – 3 человека на место. Все, кто проходит конкурс, зачисляются в пять классов и учатся так два года. А в 9-м постепенно начинают готовиться на спецкурсе к составлению собственного индивидуального плана. И в 10-м на каждый предмет определенного уровня собирается группа со всей параллели. Те классы, которыми ребята жили в 8–9-м, исчезают. Зато очень быстро большим коллективом становится вся параллель.
Сами ребята говорят, что это здорово: в классе не всегда удается занять выгодную позицию. Как отношения сложились, так и развиваются, а если кто-то в стороне, не у дел, то переменить что-то очень трудно. Здесь же – в одной группе ты, может быть, аутсайдер, зато в другой – лидер. Круг общения расширяется. Теперь выпускники просят: нам нужны выпускные фотографии всего выпуска, а не того класса, в котором мы учились до десятого.
Понятно, что детям легче найти себе друзей, но как же учитель ориентируется в этом калейдоскопе? Старая форма журнала при такой жизни не работает.
В лицее попробовали уже несколько форм учета присутствия и успеваемости. Одна – это журнал, который у учителя с собой на уроке. Не журнал класса, а журнал дня. Там группа за группой те дети, которые придут сегодня к этому учителю на занятия. Сюда ставятся отметки. После уроков тьюторы выбирают их, выставляют в классные журналы и вывешивают на сайте школы для того, чтобы дети и родители могли следить за текущей успеваемостью.
Все базовые предметы и предметы краткого курса должны заканчиваться к марту 11 класса. Тогда остается три месяца подготовки к экзаменам.
Дневников у детей нет. Зато есть зачетки. Есть в лицее и классные руководители. Они организовывают горячее питание, экскурсии, тематические родительские собрания. Накачек здесь не проводят, но стремятся, чтобы родители росли и развивались вместе со школой, вместе с детьми.

Как это получилось

Лицеем при Московском институте электронной техники школа в 5-м микрорайоне Зеленограда стала пять лет назад, а до этого, с 1989 года, была физматшколой, а когда-то начинала как массовая школа молодого микрорайона молодого города, в те времена в ней училось полторы тысячи человек. Уже тогда ее директором стал Андрей Витальевич Грищенков. Микрорайон постепенно старел, детей становилось меньше, а учительский коллектив рос профессионально, и пришли времена, когда команда зеленоградской физматшколы стала брать на олимпиадах призовые места.
Андрей Витальевич рассказывает, что, когда встал вопрос о том, как школе развиваться дальше, физико-математическую направленность сохранили, но стали работать по индивидуальным учебным планам. Посмотрели опыт других московских школ, почитали, изучили опыт Финляндии и решили идти своим путем.
Например, русский язык в 10–11 классах – один час в неделю по базисному курсу. Для лицеистов, желающих изучать его углубленно, он может быть двухчасовой. На английском предлагается четыре разных уровня: от очень углубленного до курса поддержки для тех, кто занимается где-то на курсах. Даже учителя, у которого хочется учиться, может выбрать сам ребенок. Школа с учеником заключает договор на тот объем курсов, которые он выбрал. А потом ему выдается учебный план, по которому он и движется.
Таким образом, за те бюджетные средства, которые выделяются лицею, появилось индивидуальное обучение, углубленные курсы там, где раньше их быть не могло, например, по химии, по истории, по русскому языку. Появилась возможность повторно проходить какой-то курс по желанию, если, например, оценка «3» его не устраивает. Захотел курс русского повторить в 11 классе – пожалуйста. Появилась возможность вводить и нетрадиционные дополнительные предметы. А чтобы помочь детям во всем этом разобраться, в 9 классе ввели спецкурс «Основы индивидуального плана», чтобы ребята могли осознанно выбрать себе путь на два последующих года. Лицей – государственное образовательное учреждение. Учеба в нем бесплатная. Платные услуги касаются только подготовки в лицей и в вуз.
Когда ребенок может выбирать для себя глубину освоения каждого курса и занимается с увлечением тем, что ему особенно нравится, мотивация учебы возрастает.

Способные дети – не самые удобные

Легко ли работать с отобранными детьми? Иногда те, кто работает в массовой школе, удивляются: за что в гимназиях и лицеях учителя получают надбавки, ведь работать с такими детьми легче. Но, наверно, разделение детей по способностям – это все-таки не разделение их на легких и трудных, хороших и плохих.
Татьяна Николаевна Грабарник считает, что одаренных детей в школе человек 20. И эти дети неудобны во всех отношениях, неудобны каждому учителю, как это ни парадоксально. Это дети, с которыми совершенно невозможно работать традиционно. Многим из них в своих школах было плохо. Такие дети, как правило, приходят с тройками. Рассмотреть их – непростая задача приемной комиссии. Но в лицее есть уже опыт. И уже то, что они сюда поступают и готовы тратить время на дорогу – лицей находится на окраине города, – говорит о многом.
«У нас есть мальчик, – рассказывает Татьяна Николаевна, – который в этом году занял второе место по математике и второе место по физике на Московской олимпиаде. Но все остальное ему надо давать по минимуму – он совсем не берет то, что традиционно присутствует в школьной программе. Например, по истории, это мой предмет: образ он понимает, а хронологию усвоить не может. Или не хочет? Как только заканчивается урок, он открывает свою тетрадь с задачами и погружается туда полностью, ничего не видит и не слышит. Всякий ли учитель готов терпеть такое? И таких детей много. Но много делается у нас для того, чтобы вытащить то звено, которое у них сильно.
Наверное, самая большая сложность для учителя в том, что дети задают огромное число вопросов, которых в обычных классах не услышишь. Поднимается рука: «Почему так?»
Правда, учительский коллектив лицея очень сильный, есть свои кандидаты наук, есть преподаватели, которые работают и в вузе, и в школе. Но дело не только в высокой квалификации учителей. Отношения выстраиваются не чисто школьные, не менторские, а партнерские. При этом учителю ответ на вопрос не обязательно знать, надо быть готовым искать его вместе».

Нужны партнеры

Заместитель директора по науке и экспериментальной деятельности Татьяна Николаевна Грабарник увлечена тем, что происходит в школе, и увлекает коллег. Она рассказывает: «Отработав модель индивидуальных планов, можно было бы и дальше развиваться, кооперируясь с другими школами, чтобы каждый коллектив мог предложить что-то свое. Например, в школе № 1806 шикарная база для занятий мировой художественной культурой. Если бы туда ходить на спецкурс, наши ребята получили бы больше. Но это возможно тогда, когда несколько разноплановых школ перейдут на систему индивидуальных планов. Можно было бы ставить в городе вопрос о дифференцированном преподавании физкультуры: есть два бассейна, ледовый дворец, но физкультура идет только на школьной базе».
В отличие от школ с углубленным изучением предметов, в которых все силы бросают именно на избранный профиль, в лицее стараются держать на уровне и гуманитарную составляющую.
...Остается только удивляться, как у этих старшеклассников на все хватает времени.
Я разговаривала с одиннадцатиклассниками
и пыталась прохронометрировать их неделю,
но их дела никак не укладываются в те часы, которые есть у всех людей. Большинство три раза в неделю ездят на подготовительные курсы в Москву: дорога и три занятия за раз. Брейнринг, интеллектуальный марафон, КВН – чемпионат Зеленограда без них невозможен. А еще в лицее масса музыкальных талантов: к последнему звонку ребята подготовили двухчасовой концерт для родителей, который прошел в Доме культуры. Выпускники сами говорят, что все успевают потому, что нет ничего лишнего, неинтересного, а в то, что ты выбрал сам, не жалко вкладывать силы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru