Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Лидия БЕЛЬКОВЕЦ,
Овена КОРСУНОВА

Как научиться говорить на языке компьютера

Новые способы обучения просто “не сработают”, если ребенок к ним не готов

Руководство российским образованием уже сделало ставку на мультимедийные обучающие продукты. Однако мы должны понимать, что новые способы подачи информации не дадут эффекта, если ребенок окажется не готов к встрече с ними. Размышляет Лидия БЕЛЬКОВЕЦ, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией новых образовательных технологий, Российский государственный гуманитарный университет, Москва:

– Если мы хотим, чтобы ребенок не просто посмотрел и послушал то, что ему предлагают экран компьютера и звуковые колонки, а действительно что-то понял, усвоил, мы должны убедиться, что он готов воспринимать и осмысливать информацию в новых условиях. В нашей лаборатории уже третий год идут исследования, которые помогут установить, как новые технологии влияют на учеников и студентов.
Например, нас интересует проблема психофизиологических нагрузок в мультимедийной среде обучения. Наши специалисты проводят замеры, отражающие состояние разных систем организма во время решения интеллектуальных задач. В конечном счете мы хотим создать рекомендации по нагрузке в новой образовательной среде для людей разных биологических и психологических типов, разных возрастов. Полагаю, медики уже сегодня должны участвовать в экспертизе электронных образовательных продуктов на государственном уровне.
Второе направление исследований лаборатории – изучение эффективности обучения при помощи мультимедиа. Основные показатели эффективности для нас связаны с прочностью, полнотой, глубиной понимания и усвоения учебного материала. Мультимедиа имеет смысл, если благодаря работе с программой ребенок получит знания, способы действия, которые сможет использовать в разных областях деятельности. Задача ученика не просто просмотреть видеоряд, а осмыслить его содержание, структурировать новое знание, превратить его в текст для себя, а потом, возможно, и для других. Опознать, различить информацию, которая действительно важна и нужна. Этому нужно учить отдельно. Вот почему мы разработали специальную программу-тренажер. Она учит осмысленной работе с текстом (в широком смысле, то есть с любой графической информацией). Например, в тренажере дан один и тот же рассказ параллельно на двух языках: русском и незнакомом для человека иностранном. К нему предлагаются языковые, речевые и логические задания, скажем, распознать в “непереводимом” тексте существительные или подлежащие.
Перед тем как предложить ученикам обучение в мультимедийной среде, необходим подготовительный этап. Во-первых, тренировка анализаторов – глаз и ушей, развитие способности улавливать информацию, идущую по разным каналам (звук, видео). Во-вторых, обучение быстрой работе с клавиатурой, с разными программами и редакторами. В-третьих, та самая подготовка интеллекта, о которой мы рассказали выше. Только в этом случае использование мультимедийных обучающих ресурсов будет действительно полезным, развивающим, а не станет пустой игрушкой, забавой, чтобы провести время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"