Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
БИЛЕТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

Ольга ЯРЦЕВА

Сеанс оперы в детском театре

Увлечь классикой юного зрителя, не привыкшего к творческим усилиям, задача сложная. Но выполнимая. По крайней мере для руководителя театра «Экспромт» Людмилы ИВАНОВОЙ

…В конце концов все отступились: да делайте вы с этой молодежью что хотите. Пичкайте мюзиклами, «Тату», «Авариями». Не оперу же им слушать…
Поставить оперу Верди «Риголетто» в детском театре – на это надо решиться.
Детский музыкальный театр «Экспромт» Людмилы Ивановой оперу поставил.
Великие чувства, великая музыка. Иванова так и не разуверилась в том, что они нужны и всегда современны. Наоборот, ставя спектакли для сегодняшних детей, скидок на «современность» делать не хочет. Она могла бы повторить за детским писателем Юрием Ковалем, которого упрекали в том, что он пишет слишком «высоко», – «да, я пишу не для каждого, я пишу для маленького Пушкина».
Как будто имеет значение и место: Чистые пруды, улица Макаренко, места, где родился Пушкин.
Новый спектакль – сеанс оперы, как его назвала режиссер-постановщик Наталья Тимофеева, – для таких немного необычных зрителей – «маленьких Пушкиных», уже подросших для того, чтобы начать мучиться большими вопросами.
Если бы не изысканные костюмы и изобретательные декорации художника-постановщика Ивана Миляева и детективный ход, придуманный, чтобы придать спектаклю динамичность и дерзость, мы бы не вспомнили «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе».
Это просто недоразумение – шуты, герцоги, XVI век. Чем дальше, тем больше ты подпадаешь под волшебство этой вечной музыки. То, что казалось бесконечно далеким, с угрожающей скоростью приблизилось и стало перед тобой. И может быть, только музыка, как говорил Бетховен, «посредница между жизнью ума и жизнью чувств», «откровение более высокое, чем мудрость и философия», способна разбудить что-то в душе, открыть глубины сердца.
За смелыми обложками и крутыми словечками во всех этих издаваемых специально для подростков «Ровесниках», «Марусях» и «COOL» стоит все та же беззащитность и растерянность юной души перед жестоким миром. Все те же вечные вопросы – «добро и зло», «любовь и ревность», «месть и прощение», «деньги и власть». Недаром Верди называли композитором-философом.
Выбор! Вот что предлагает театр Людмилы Ивановой той самой молодежи, которая может сегодня прийти на модный мюзикл, а оказаться в центре самой настоящей трагедии.
«Добро есть свобода, – сказал Кьеркегор. – Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом».
Самые свободные сегодня юноши и девушки – что они знают о настоящей свободе? О страстях и пороках? О тайнах собственной души?
«Самонадеянность – детище самолюбия и невежества». Вседозволенность еще не свобода. Чтобы выбрать добро, надо освободить себя изнутри. То есть отказаться от самонадеянности и невежества. Суметь приподнять завесу времени, которая оказывается такой прозрачной, что от несчастной, обманутой Джильды рукой подать до «продвинутой» современной девушки. Только одна, соблазненная герцогом, гибнет за свою любовь, потому что отец даже во имя жизни любимой дочери не хочет отказаться от сладостной мести ее же возлюбленному, а другая, отложив мобильный телефон, пишет в редакцию с ошибками: «Мои родители – очень современные и во всем меня понимают. Но вот я влюбилась не в того, по их мнению, – и все их понимание куда-то подевалось».
Мы, настигнутые коварством в театральном зале на невиннейшем из развлечений, не в состоянии повернуться лицом к тому жестокому року, что стоит у каждого из нас за спиной. И плата у всех одна – жизнь.
Мы не привыкли рассуждать с пафосом, как в древности. «Месть есть наслаждение души мелкой и низкой». Если есть низкая, значит, есть и великая душа? Кто об этом думает сегодня? Да и где предаться этим размышлениям? В офисе или на тусовке?
Невежество – заразительно.
Прежде чем прийти в Большой на «Евгения Онегина» или «Адриану Лекуврер», надо, чтобы эту дорогу кто-то указал. Дал понять, что «бедное воображение хуже бедной жизни».
Не побоялся заявить во всеуслышанье, какая огромная это потеря для юности – не иметь идеалов. Не стремиться, не мечтать, не мучиться «вечными вопросами». Не узнать, что за скучным словом «классика» скрывается близкий тебе мир мыслей и чувств.
А эпоха – не менее противоречивая, чем та, в которой живем мы.
Необычный театр, в котором у тебя глаза вдруг открываются на все сразу – драматическую игру, музыку, пластику актеров. Потому что он синтетический. Не занижающий ни в чем планку, недаром и выбрал для постановки оперу, ставшую величайшим триумфом для Верди.
Итальянские оперы, написанные до Верди, состояли из отдельных арий, речитативов, дуэтов и других партий, а это нарушало плавное течение действия драмы. Но Верди написал партии «Риголетто» таким образом, что музыка звучала плавно, непрерывно, и ничто не делило ее на отдельные части. И еще его музыка так хорошо подходила к словам, как ничья и никогда до него.
«Риголетто» отличалась еще и в другом. В ней каждый персонаж поет свой, резко отличающийся тип мелодий, поэтому они четко отстоят друг от друга. В одном месте, например, одновременно поют четыре персонажа. Хотя все партии и принадлежат к одной музыкальной конструкции, каждая из них выражает различные чувства. Это триумф театральной музыки.
Поэтому «Экспромт» отнесся к этой опере очень бережно.
Музыкальный руководитель Игорь Сукачев как бы следовал принципу, провозглашенному Гете, – «музыка в лучшем смысле меньше всего нуждается в новизне: чем старее она, тем сильнее действует».
Исполнители главных партий – Александр Аксенов (Риголетто), Борис Борейко (Герцог), Лариса Павлова (Джильда) и все – до настоятельницы монастыря (Вера Климкович), монахинь и фурий – та самая молодежь, чья смелость и высочайший профессионализм способны поразить сверстников, сидящих в зале.
Для них планка поднята необычайно высоко. Тем более что задача – увлечь зрителя, не привыкшего к усилиям. Но таковы все спектакли театра Людмилы Ивановой. Даже для самых маленьких – «Али-баба и 40 разбойников», «Машенькины сны», «Крошечка-Хаврошечка», «Волшебная корова», «Лесные забавы», «Салун матушки Мидоус», «Пожар», «Оловянный солдатик», не говоря уже о спектаклях для взрослых – «Страницы жизни» и «Дачные амуры».
Объединяет их одно: Иванова как художественный руководитель театра и как человек – против легкомыслия. Она сама человек нелегкомысленный и задачу театра видит в другом. При всей увлекательности действия она как бы всегда помнит то, о чем предупреждал еще великий Демокрит: «Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок».
Маленький театр как может, так этому легкомыслию и противостоит.
Он – свободен. Поэтому может выбрать добро. И Верди. Для тех, кто сам его выбирать должен еще учиться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru