Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
 

Ну почему человек так устроен?
Стоит ему преодолеть переходный возраст, как он не на жизнь, а на смерть начинает бороться со своим здоровьем. Травит табаком, алкоголем.
И невдомек ему, что даже если родители каким-то чудом умудрились избежать пагубного пристрастия и не наградили его дурной наследственностью, то недалек тот день, когда он сам передаст запойный ген собственным детям.
Чтобы выявить скрытого алкоголика, достаточно сделать энцефалограмму его мозга и посмотреть на очертания особой кривой под названием РЗ. У алкоголика она выражена чрезвычайно плохо. Тот же дефект обязательно обнаружится и у детей, пусть до поры до времени они и слывут ярыми трезвенниками.
Алкоголизм иногда спит годами. А потом – раз и вылезает наружу в результате чего угодно. Горя или радости, женитьбы или развода, понижения зарплаты, потери работы...
К 30 годам у детей алкоголиков вероятность уйти в беспросветный запой повышается в два раза. И тут уж, увы, не помогут ни клятвы, ни кодирование, ни вшитые торпеды. Отцовские гены могут оказаться сильнее.
Что же делать? Ведь «самый умный» и «самый модный» бодро «идет за “Клинским”»...

Галина КАЛИНИНА

Русский вариант сохранения совести?

Психолог Николай Подхватилин считает, что без рюмки в современном мире выжить практически невозможно и... верит в профилактику алкоголезависимости. Он руководит Центром эвристических программ, на сайте которого в Интернете www.CenterCep.ru  любой страждущий получит бесплатную консультацию в режиме реального времени.

Он спросил: «Можно замолвить слово о пьющем человеке?» «А где вы видели непьющих?» – ответила я и, не удержавшись, воскликнула:
– Ну почему, почему люди пьют?!
– Вот жил себе человек, надеялся на что-то, собирался как-то по-особому выстроить свою судьбу, но получилось совсем иначе, чем мечталось. Ему трудно смириться с явью, он с ней категорически не согласен.
Мужчины хорошо знают: после выпитой рюмки мир кажется краше. Алкоголь притупляет все «тонкие», возвышенные эмоции и чувства, которые только мешают выживать в жестокой реальности. А так – выпил пива, поорал на стадионе: «Шайбу! Шайбу!», проявил «грубые» эмоции – сплошной восторг души! Ощущение, что все приелось, жизнь не сложилась, супруга до смерти надоела, алкоголь хоть на время заблокировал, отодвинул на задний план, отравил разум. Более активной становится подкорка мозга.
– И на первый план тут же выдвигается основной инстинкт?
– Когда в доме царят постоянные дрязги, супруги способны заниматься любовью только выпивши. Иначе «тонкие» чувства не позволяют женщине в трезвом виде лечь в постель с таким мужиком.
– У нас выпивох любят. Народ по-доброму посмеивается над ними, в метро пьяному заботливо место уступает. Градоначальник отдает приказ – «перебравших» в праздник задаром отвозить по домам. А непьющий человек, согласитесь, несколько… подозрителен.
– Один мой подвыпивший знакомый как-то изрек: «Кто не пьет, у того совести нет». В чем его логика? Окружающая нас действительность такова, что если человек принимает ее, значит, у него… нет ни совести, ни моральных принципов. А уж коли пьет – значит, просто водкой заливает свою болящую совесть, значит, не согласен он с этим бессовестным миром, упорно следуя словам из песни: «Пусть мир прогнется под нас!»
– Выходит, если не надо тебе зельем заливать совесть, то ее у тебя и нет? Ничего не скажешь, железная логика. Мир, конечно, несправедлив, но, увы, и не «прогибается»…
– Потому-то человек и начинает приспосабливать себя к нему при помощи алкоголя. Давайте договоримся, что мы рассуждаем не о совсем уж скатившихся в пропасть «синяках», а пока о держащихся на плаву пьющих людях. Как ни парадоксально, в этом случае алкоголь помогает, с одной стороны, сохранить свою личность, свои устремления, идеалы, «не прогнуться», а с другой – снять хотя бы на время накопившийся стресс, «пропить» его. Тут, между прочим, прослеживается совпадение с психиатрическим подходом к лечению нервных заболеваний.
– Их разве тоже лечат рюмкой водки?
– Дают психотропные препараты, действие которых схоже с алкоголем. Человек, упрощенно говоря, какое-то время находится в медикаментозном опьянении. Предполагается, что таким образом депрессия сама пройдет – все перегорит.
– Прямо в тупик загоняете: неужели вы хотите сказать, что пить – полезно?
– Дело в том, что способы снять напряжение разные. А поскольку в нашей стране интеллигенцию периодически вырезают…
– Да при чем здесь это?!
– Так ведь вырезаются-то как раз те люди, которые умеют снимать нервное напряжение нетрадиционными способами! Я имею в виду домашнее музицирование, занятия разнообразными видами искусств – рисованием, например, или хоровым пением, спортом. На Востоке со стрессами борются, используя психофизические техники, которые позволяют расслабиться и прекрасно чувствовать себя без алкоголя. Такие, как медитация, ушу. Они давно вошли в привычку, стали неотъемлемой частью жизни, помогают достичь внутреннего баланса. Алкоголь как способ нервной разгрузки уже не требуется. Сама философски-религиозная концепция позволяет человеку с восточным менталитетом чувствовать себя хорошо, будучи трезвым. С таким мировоззрением удается довольствоваться малым и быть при этом счастливым. День настал – прекрасно! Есть кусок хлеба на сегодня – я счастлив и радуюсь жизни! Зачем убегать от реальности при помощи алкоголя, если она всех устраивает?
– Что же в нашем мировоззрении такое, что заставляет людей пить?
– Надо глубоко копать. Вспомнить средние века, инквизицию, появление первых промышленных предприятий, переход к индустриализации общества. Взамен религиозного стал внедряться рациональный подход к жизни. До этого душевная жизнь развивалась своим естественным чередом. Заметьте, люди тогда частенько воевали не из-за нефти, а из-за оскорбленных чувств. Жили эмоциями. А с развитием индустриализации жизнь конкретного человека все больше выстраивалась не по принципу «люблю – не люблю», «нравится – не нравится», а «выгодно – невыгодно». Появилась необходимость давить эмоции, загонять их в подсознание. Душевные устремления перестали учитываться в реальной экономической жизни и, естественно, в обществе. Человек вынужден учиться жить не так, как хочется его душе, а так, как необходимо, как выгодно. Но душа-то болит! Сплошное противоречие между внутренними желаниями и внешней данностью породило внутренний дискомфорт и напряжение. А чем его снять?
– Алкоголем?!
– Он-то всегда под рукой, дешев, доступен. И начинается пьянство. Кто-то смог приспособиться, а кто не смог подавить душевные устремления, впадает в загул, заливает раздрай алкоголем. Так со средних веков в России все это и устаканилось. А на Востоке до сих пор душевной жизни уделяется много внимания...
– Постойте, но не случайно же весь мир изумляется «загадочной русской душе». В России, как и на Востоке, о душе всегда заботились в первую очередь. Кому, как не нам, близки слова из Нагорной проповеди: «…собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
– Потому питие и в чести, что народ наш душу пытается сохранить! И, к сожалению, видит только один способ – алкоголь. Я не оправдываю пьянство. Я призываю посмотреть на него трезвыми глазами. Конечно, можно сказать привычное: мол, алкоголики – «отбросы общества». А если не лукавить, придется признать, что алкоголик – это человек, который не обрел душевное равновесие. Мне кажется, к проблеме пьянства целесообразнее подходить как к проблеме людей, которые не могут воспринимать реальность такой, какова она есть. Можно бесконечно твердить о вреде пьянства, только пьющий человек и без нашего занудства понимает, что он себя травит, но все равно выбирает алкоголь, а не ту страшную душевную боль, которую опять испытает, если вернется в реальность.
Эта боль заставляет пить даже женщин. Моя недавняя пациентка пила не просто так, не ради удовольствия. Она не могла смириться с тем, что осталась одна с двумя детьми. Умерла ее мечта о нормальной семейной жизни, о любви. Отсюда депрессия. Куда от двух малолеток денешься? А тут еще мама постоянно подливает масла в огонь, упрекает: ты – пьяница! Всем раструбила, что ее дочь – алкоголичка. Женщина, протрезвев, с тошнотой взирает на эту безнадегу, сил смириться с такой жизнью у нее нет, и она вновь тянется к заветной бутылочке. И чем больше пьет, тем круче дисбаланс между реальностью, в которую она не хочет возвращаться, и ее внутренним покоем.
– Очень драматичный, но частный случай. А что делать в государственном масштабе?
– Надо, чтобы наше государство стало более гуманным в социальном смысле. Признало человеческие ценности в экономике. Не человек для экономики, а экономика – для человека. Может, на государственном уровне стоит даже совершить какие-то иррациональные поступки, пойти на неожиданные решения ради своего народа. Мы же люди, а не просто работники! Может, дорогу проложить к «неперспективному» селу, клуб открыть, чтобы у людей была возможность жить эмоциональной жизнью, выражать свои духовные устремления.
Я изучал дореволюционную жизнь в одном из сел Тамбовской губернии. Каждый божий день молодые люди, старики выходили в поле (это называлось «выгон»), где играли на гармошках, плясали, пели песни, гуляли… Им не надо было водкой заглушать в себе потребность выразить свою душу. Пожалуйста, хоть каждый день выражай себя в танце, в частушке… А сейчас там полуистлевший клуб, где летом громыхает магнитофон. Возможностей для самовыражения – ноль. Никто не хочет понять, что человеку мало посмотреть телевизор, ему необходимо самому выразиться, раскрыться.
– Отчего же так страшно пьют те, кто как раз запросто самовыражается – актеры, журналисты?
– В психиатрии есть такой термин – «кардиопрофессии». К ним относятся еще и врачи, психологи, режиссеры, руководители разного уровня. Не случайно начальники так часто хватаются за сердце. Происходит то, что в профессиональной психологии называется «перенос» и «контрперенос». Когда человек не умеет или не хочет дистанцироваться, диссоциироваться от чужих проблем, его психика незаметно принимает их на себя. Он начинает переживать их как свои собственные. На уровне подсознания воспринимать чужие беды как свои. Вот почему творческие личности так часто и так быстро «сгорают».
– То есть чужими проблемами можно заразиться?
– Чтобы избежать этого, надо работать профессионально. Если руководить людьми, используя свою личную силу – эмоции, волю, чувства, то рано или поздно действительно «заразишься» их проблемами. Полезнее использовать управленческие технологии, навыки убеждения, ведения переговоров, оставаясь при этом спокойным внутри, не включая свою личность в производственную сферу. Представьте хирурга в операционной, который сделал надрез и затрепетал: «Ой! Вам не больно?!» К представителям «кардиопрофессий» приходят люди с тяжелейшими проблемами, и если работать с ними непрофессионально, то есть душой, то…
– Но ведь нас всю жизнь учили, что в дело надо вкладывать всю душу!
– Есть дело и… дело. Душу надо вкладывать в цель, которой хочешь достичь. А это вовсе не значит, что ее следует угробить в ежедневной рутине. Что такое «вложить душу»? Во что-то очень важное для вас вложить все свои психические ресурсы. Если так тратится каждый день, недолго и испариться. Или спиться…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru