Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Александр КАСИЦИН,
Анна ЮДАШКИНА

Необучаем... или нуждается в особых условиях?

Кое-что о тонкостях медицинских формулировок

О законах, охраняющих права ребенка-инвалида, мы уже рассказывали («ПС» № 76, 2002 год). Но этот важный разговор требует продолжения. Многих родителей интересует индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Как ее получить? С какими сложностями могут столкнуться ребенок-инвалид и его семья?

Понятие реабилитации дано в статье 9 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”: “Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию”. Определение “Индивидуальной программы реабилитации” дано в ст. 11 того же закона, где сказано, что ИПР – это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР является обязательной для выполнения соответствующими органами государственной власти.
В карте ИПР подробно прописывается, в каких реабилитационных мероприятиях, вспомогательных средствах и специальных услугах нуждается ребенок. Указанные в карте ИПР специальные средства и услуги государство обязано предоставить бесплатно.
Для получения карты ИПР нужно обратиться к лечащему врачу с просьбой дать направление в районное бюро медико-социальной экспертизы. Затем пройти всех врачей, которые перечислены в направлении, написать заявление в двух экземплярах с указанием, в каких услугах, спецсредствах и мероприятиях нуждается ребенок. Программа должна быть подготовлена в течение месяца со дня подачи заявления. Она разрабатывается специалистами службы медико-социальной экспертизы. Карта ИПР заполняется в трех экземплярах. Один выдается семье ребенка, второй в трехдневный срок направляется в орган социальной защиты по месту жительства, третий остается в бюро МСЭ.
Индивидуальная программа реабилитации в принципе очень хорошая вещь, способная помочь в отстаивании прав ребенка-инвалида. Но на некоторые моменты, с нею связанные, следует обратить пристальное внимание, чтобы из помощника она не превратилась в источник проблем.
Так, государственные власти обязаны бесплатно предоставить ребенку указанные в карте ИПР спецсредства и услуги, но не всякие, а только те, которые включены в базовую (федеральную или субъекта Федерации) программу реабилитации инвалидов. С базовыми программами нужно ознакомиться заранее, чтобы знать, чего требовать.
Тонкий и деликатный момент связан с добровольностью получения карты ИПР. Да, по закону это дело добровольное, никто не может заставить получать ее, если семья ребенка-инвалида по какой-либо причине этого не хочет. Практически карта ИПР необходима и обязательна, если ребенок, подросток, молодой человек намерен учиться и работать, потому что школы и вузы не примут ребенка, не имеющего такой карты. Больше того: сегодня уже и детские сады требуют карту ИПР. То есть о ее получении необходимо позаботиться своевременно. Когда вы приметесь доказывать приемной комиссии вуза, что она обязана допустить ребенка к экзаменам и без карты ИПР, то закон будет на вашей стороне, но экзамены начнутся и закончатся, а вам с ребенком останется утешение, что по закону вы были правы.
Нужно очень и очень внимательно отнестись к формулировке состояния и перспектив ребенка, которую даст медико-социальная экспертиза. Если ребенок планирует продолжать обучение, так и должно быть написано: “Может продолжать обучение и работать в специально созданных условиях”. Проблема в том, что в карте ребенка-инвалида очень часто пишут “необучаем” и “нетрудоспособен” или не прописывают внятно, что он может учиться. Организации инвалидов “ИРИС” пришлось отстаивать права студента второго курса Высшей школы экономики, который по недосмотру приемной комиссии поступил с неподходящей формулировкой, но его затем решили отчислить, когда на запись в карте обратили внимание. Хотя мальчик учился очень успешно, ему понадобилось вынести целое сражение: “Ты не можешь, не способен учиться!” – “Как не могу, если учусь?” – “Не можешь! Тебе нельзя!” После вмешательства “ИРИС” и повторной экспертизы юноше изменили формулировку. Но с драматической ситуацией удалось благополучно справиться потому, что дело происходило в Москве, с инвалидом-москвичом. Детям-инвалидам Москвы или Петербурга легче исправить ошибку с диагнозом. В регионах это сделать гораздо труднее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru