Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Сегодня в России разрабатывается новая правовая и законодательная база, которая (так хочется верить!) должна сделать родителей наших учеников активными и ответственными участниками образовательного процесса. Правда, такие законы давно существуют во многих странах, а результаты пока не обнадеживают...
Вместо того чтобы поддерживать уже существующие варианты сотрудничества школы и семьи, пусть немногочисленные, но всегда эффективные (ведь они зародились не по приказу сверху, а по обоюдному желанию школы и родителей учеников!), государство пытается вновь и вновь навязывать это взаимодействие и руководить им. Будто боится отдать инициативу самым заинтересованным и требовательным участникам этого процесса.
Похоже, успешность общения учителей, родителей и учеников зависит лишь от опыта каждого конкретного педагога. Как здорово, что многие готовы поделиться этим бесценным опытом! Вот он, берите... Но взять его нельзя. Можно лишь накапливать свой опыт, знакомясь с чужим.
В общем, мы продолжаем разговор, начатый в Институте учительского мнения. И еще раз благодарим педагогов, поделившихся своими рассуждениями о победах и поражениях в нелегких школьных буднях.

Как научиться доверять друг другу

Кто для меня родители моих учеников? И были, и есть очень близкие для меня люди, которые решились доверить мне самое дорогое, что есть у них в жизни, – своих детей. Я считаю, что моя главная задача – «сторожить родительский сон», то есть мне кажется, что родители должны как можно меньше знать о мелочах школьной жизни, у них и своих проблем хватает; ну зачем еще я буду вешать на них наших, извините, школьных собак? Поэтому все мелкие удары стараюсь принять на себя. Но если однажды все-таки решаюсь на серьезный разговор с родителями, то он остается, будто узелок, в семейной канве надолго, не боюсь сказать – на целую жизнь. Остается не обидой, а воспоминанием и напоминанием («А помнишь, я к вам приходила?», «А помните, вы говорили?», и однажды: «Вы были правы, В.П.!» – или как-то по-другому).
Хотя родители, конечно, могут быть и инструментом (созидающим и разрушающим – когда как получается), и наказанием (более для детей, хотя и для учителя иногда тоже), и неразумными детьми (тем более что многие из них когда-то учились у меня сами, а потому я их и воспринимаю именно как детей). Но самый лучший вариант, если родители станут для учителя помощниками. Такие есть, таких я всегда стараюсь заметить, особенно душевно приветить и отметить обязательно: и добрым словом прилюдно, и бумажкой в виде «Благодарности» официально, чтобы в будущем родителям было что предъявить, когда в минуту отчаяния чадо крикнет запальчиво: «А вам и дела до меня не было!» – или что-то еще обиднее. Так что будущее родителей меня тоже волнует и тревожит.
Насколько беднее и бледнее были бы мои отношения с ребятами, если бы я обращалась к родителям только тогда, когда ребенок провинился. Встреча, замешенная на взаимной обиде, более вредна, чем полезна. Что уж бесплодна – это точно! И потери доверия к учителю в такой ситуации не избежать. Нет, я уже воробей стреляный, с родителями знакомлюсь тогда, когда их дети еще посещают детский сад. И не просто знакомлюсь, а стараюсь поговорить о ребенке, что-то сделать для семьи приятное, чтобы сложились хорошие отношения. А чтобы легко было найти тему для разговора, много лет веду свой «Дневник классного руководителя», куда записываю самые разные житейские мелочи – цитаты из сочинений, моменты, когда ребенок был особенно красив, разные детские глупости, часы и минуты взросления, которые учителю иногда видны гораздо яснее. Эти тетрадки – моя палочка-выручалочка. Иногда, когда родители приходят в школу пожаловаться на своего ребенка, я усаживаю, успокаиваю, открываю тетрадку и просто начинаю читать все подряд (или «выбранные места»). Извините за банальность, но иногда учителю приходится учить родителей тому, как любить своих детей. Случалось, что в конце «шоковой терапии» некоторые мамы утирали слезы – это те, которые за все пятнадцать лет не сказали своему ребенку ласкового слова.
А что касается того, обращаться или нет к помощи родителей: по мелочам – нет, по-крупному – да.
Общих (одинаковых!) принципов быть не может, как нет на белом свете одинаковых детей и родителей. Хотя в основе лежит самый главный принцип, который стал девизом газеты «Первое сентября»: «Сперва люблю, потом учу». Любовь к детям, доверие (взаимное) – это главное, а частностей можно назвать очень много. И вообще никакой это не принцип, а всего лишь пожелание.
Учителю очень помогает опыт. То, что не получалось в молодости, сейчас получается достаточно легко. Сейчас смешно вспоминать, но уж коль случай такой, признаюсь: на третьем году своей работы в школе я пряталась от разъяренной мамаши под учительским столом, так как, услышав ее голос, струсила, потому что не знала, что сказать ей в ответ на ее обвинение. Теперь я учу ее внуков и сейчас нашла бы, как ее разубедить.
Но практика доказывает одну вещь: если родители считают ребенка плохим, а учитель доказывает обратное, общий язык найти можно. Но если же родители считают своего ребенка хорошим, а учитель возьмется доказывать обратное, вряд ли возможно прийти к согласию, да и нужно ли?
Если бы была моя воля, я бы массовые родительские собрания отменила совсем.
Ведь иногда бывает, что молоденькой учительнице, не имеющей собственных детей, не умудренной житейским опытом (иногда не очень исполнительной), поручают сделать доклад на родительском собрании. Она находит в журнале какую-нибудь статью по теме и начинает учить родителей, как им следует воспитывать своих детей. Мне в такие минуты хочется провалиться сквозь землю.
Не менее стыдно бывает, когда начинается перечисление оценок, в такой ситуации внимательному слушателю промахи учителя-предметника бывают видны более, чем промахи детей. Сама я никогда этого не делаю, обхожусь общими фразами. Не одобряю и выписывание текущих оценок на отдельный листочек, это похоже на желание ткнуть родителя носом – вот, мол, раз не смотришь вовремя в дневник, то и получай!
Давать сценарии родительских собраний не хочу – дело неблагодарное, потому что дух, атмосферу передать все равно нельзя, все зависит от людей и от степени доверия между ними.
А самые лучшие родительские собрания – это те, которые случаются вне школы. И по дороге на работу я провожу их каждый день, для этого и выхожу пораньше. Поскольку я живу в деревне, то здесь важно даже то, как я воспитала собственных детей и как воспитываю внуков – ведь все же на виду. Трудно? Конечно! Зато не слукавишь.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru