Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕСТ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Не бойтесь страха!

Памятка выпускнику и всем, кто за него переживает

Что такое экзамен? (И как с ним бороться?)Это стресс, вызванный
– необходимостью работы с большими объемами информации (осваивай техники запоминания, учись концентрировать внимание и расслабляться; выясни, какой из каналов восприятия является ведущим лично для тебя – визуальный, аудиальный или кинестетический, и максимально используй свои сильные стороны);
– нехваткой времени (выясни свой индивидуальный биоритм, время наибольшей активности, научись расставлять приоритеты).
Это чувство неуверенности из-за того, что ситуация слишком неопределенная, незнакомая (тренируй навыки уверенного поведения, моделируй аналогичные ситуации).
Это необходимость выступать публично, быстро отвечать на вопросы, порой провокационные (учись устанавливать контакт с незнакомыми людьми, вести диалог, рассказывать то, что и сам не до конца понимаешь).
Это страх провала (повышай самооценку, учись самостоятельно поддерживать себя и знай, к кому можешь обратиться за помощью, конкретизируй цели и поищи разные способы их осуществления).

Небольшое дополнение. Попробуем представить, что экзамен не только тестово-контролирующее мероприятие, направленное на соотнесение уровня знаний, умений ученика с неким эталоном, в результате которого появляется вердикт – оценка. Рассмотрим экзамен как особую образовательную ситуацию, в условиях которой можно наблюдать, фиксировать, а затем и анализировать уровень владения теми или иными умениями, степень продвижения каждого ученика относительно поставленных задач, а в конце при участии всех заинтересованных сторон подвести итоги, определить “зоны ближайшего развития”.
Что получится? Исчезнет страх, образовательный процесс станет более целостным. (Не секрет, что обычные экзамены рождают в мозгу каждого сдающего стойкую ассоциацию: сдал – забыл навеки.)
Как это осуществить на практике? Существует огромная литература, где показано, что можно проводить защиты творческих и проектных работ с привлечением экспертной оценки, выявлять компетенции. И вместо беспокойства “сдал – не сдал” участники переживают совершенно особенное состояние “я образовываюсь!”.
Если надежд на такие экзамены нет, смотри “Памятку”. Все равно бороться за свое будущее придется…

Екатерина ОРЛОВА,
учитель, классный руководитель 11 класса

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru