Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО 

Детские пособия – забота регионов?

Так и будет, если местные власти не убедят федеральный центр, что платить им нечем

22 мая в Государственной думе РФ Комитет по делам женщин, семьи и молодежи провел открытые слушания на тему «О законодательном обеспечении государственной материальной поддержки семей с детьми». В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, неправительственных организаций и ученого сообщества.

Светлана Горячева, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, в своем выступлении, открывшем слушания, подчеркнула, что предоставляемая поддержка недостаточна, не соответствует издержкам семьи, хотя обязанность поддерживать семью на государство возлагается Конституцией. Сегодня семьи рискуют лишиться и этого немногого, если будет принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Принятый Госдумой в первом чтении, этот законопроект предлагает полностью передать регионам вопрос социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, одиноких и многодетных матерей. Тем самым из федерального бюджета не будет поступать ассигнований ни на ежемесячные пособия на детей, ни на оздоровительные кампании для детей и подростков, ни на подпрограммы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Дети-сироты», входящих сейчас в программу «Дети России». Светлана Горячева настаивала, что для региональных бюджетов бремя окажется непосильным, а что касается федерального центра, то он и сейчас не слишком себя обременяет и мог бы делать гораздо больше, но все предложения об увеличении пособий отклоняются Министерством финансов. В заключение председатель Комитета заявила: «Экономить на поддержке семьи и детей преступно, а пополнить бюджет ради поддержки детей нетрудно за счет дополнительного налогообложения хотя бы на 1% лиц с высокими доходами и изъятия части сверхприбыли естественных монополий».
На слушаниях разгорелась острая дискуссия. Постоянно использовался сверхэмоциональный довод, неизменно мешавший деловому обсуждению проблемы: мы вымираем, гибнем, идет геноцид русского народа.
Геннадий Зюганов заявил, что положение детей жуткое, вызывает содрогание, хотя для значительного увеличения пособий достаточно всего лишь перераспределения доходов.
Марина Гордеева, представитель Министерства труда и социального развития, напомнила, что предложения об увеличении количества и размера пособий часто непродуманны, противоречат одно другому.
В целом столкнулись две точки зрения. В соответствии с первой необходимо существенное увеличение всех детских пособий – единовременного при рождении ребенка, ежемесячного по уходу за ребенком, ежемесячного на ребенка, причем последнее должно выплачиваться не только тем семьям, доходы которых ниже прожиточного минимума, но и тем, доходы которых этот минимум незначительно превышают. Представители второй позиции утверждали, что не пособия надо увеличивать, а работать с бедными неблагополучными семьями, помогать им стать на ноги и зарабатывать на жизнь самостоятельно.
По результатам слушаний были приняты рекомендации Правительству РФ, в которых возобладала первая точка зрения:
– Принять предложения депутатов Государственной думы к Председателю правительства М.М.Касьянову о необходимости повышения государственных пособий гражданам, имеющим детей, и компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
– При разработке Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» увеличить ассигнования на повышение ежемесячного пособия на ребенка. Для этого предусмотреть рост доходной части бюджета за счет введения «детского налога», суть которого состоит в дополнительном (на 1% или на 2%) налогообложении физических лиц, размеры доходов которых, по методике Госкомстата России, попадают в категорию 10% лиц с высокими доходами, а также изъятия сверхприбыли естественных монополий.
– Создать специальный бюджетный фонд – «Национальную кассу по поддержке семьи и детства», где аккумулировать дополнительные налоговые и неналоговые доходы.
– При реформировании структуры единого социального налога не допустить снижения доходной части бюджета Фонда социального страхования.

Сергей КАМЕНСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru