Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Лидия ВЕЛИЧКО

Дефицит правового сознания

Острее всего он ощущается в обыденной жизни. Здесь и сейчас. Дома и за партой

Когда речь заходит о том, что в нашей стране не сформировано гражданское общество, отсутствует общественный контроль за действиями властей, а у граждан не хватает правовых знаний, чтобы добиваться осуществления своих прав, то говорящие и слушающие представляют себе, по-моему, что-то грандиозное вроде массовых демонстраций на центральных площадях города. А между тем отсутствие гражданского общества, общественного контроля и недостаток правовых знаний самым непосредственным образом ощущаются в нашей обыденной жизни. Здесь и сейчас. Дома и за партой.
Какие механизмы родительского контроля за происходящим в школе существуют на самом деле, в повседневной реальности, а не в лозунговой виртуальности?
Да, есть общественные приемные. Если права ребенка в школе очевидно не соблюдаются, можно получить консультацию и выяснить, куда, к кому и каким образом апеллировать, добиваясь исправления ситуации.
Но кроме несомненного нарушения прав ученика школьной администрацией или отступления от законов учителем, который, допустим, соотносит оценку с “подношением”, существует еще и школьная атмосфера. Нескрываемые нарушения – это все-таки не правило, а исключение. А атмосфера авторитаризма, психологического подавления ученика встречается сплошь и рядом.
Когда мой сын пошел в новую школу и его определили в класс, я услышала: вам, мол, на редкость повезло, классный руководитель, учительница английского языка, считается очень крепким специалистом. “У нее дети говорить начинают. Репетитора искать не придется, разве только для наведения последнего глянца. Очень требовательная, умеет добиваться знаний и держать класс в руках. Все по струночке ходят”.
Очень скоро из рассказов сына выстроилась весьма тревожная картина. Требовательность учительницы проявлялась в резкости, грубости, умении изобретательно унизить ученика. Класс в постоянном напряжении, учительницу все боятся. Правда, дети говорят, что она “справедливая”. Это значит, что любимчиков у нее нет и абсолютно каждого она готова “окунуть в лужу” и доказать ему, что он “застрял на уровне примата”. Да, к ее урокам готовятся с трепетом. “Иначе по стенке размажет, – заявил сын. – Так припечатает, что насекомым себя почувствуешь”.
Сыну я верю. Происходящее мне не нравится. Конечно, я хочу, чтобы он говорил по-английски, но не любой же ценой! А ежеминутный страх и унижение считаю ценой чрезмерной. Но что я, рядовой родитель, могу предпринять, если мне кажется, что учитель добивается своего неприемлемыми средствами? Мой сын – не жертва, он как раз учится очень старательно, и на его вихрастую голову громы и молнии обрушиваются редко. Но каждый день он видит и слышит, как “размазывают по стенке” его одноклассников.
Что делать? Поговорить с классной руководительницей? И подставить сына под удар?! Не только дети страшатся учительницу, но и я ее заочно боюсь. Можно пойти пожаловаться директору и попросить, проявляя очевидную трусость, чтобы он меня не выдавал. Можно сказать сыну, чтобы он терпел и молчал или, наоборот, чтобы не терпел и возмутился, когда учительница в следующий раз выставит мальчишку или девчонку перед всем классом и добьется от них признания, что они “голову дома забыли, а в класс притащили неосмысленное тело”. Но тогда я заставлю ребенка решать проблемы, которые по плечу только родителям. И вот я молча даю ему понять, чтобы терпел и помалкивал, а душу облегчал передо мной жалобными пересказами событий в классе.
Мне кажется, самым правильным в этой беде было бы объединить родительские усилия. Если бы мы, родители, сами стали свидетелями грубого и унижающего обращения учительницы с учениками, разговор был бы совсем иной, чем сейчас, когда я могу только сослаться на ребенка?
Имеют ли родители право присутствовать на занятии? А если при них учительница станет вести себя корректно, то допустимо ли, чтобы кто-то из родителей дежурил на каждом уроке? По очереди или кто-то один, кого мы сами выберем?
Конечно, родители могли бы все вместе обратиться к директору. Может, одного такого обращения будет достаточно. Но для этого родителей надо организовать. Вот тут-то и встает проблема неорганизованного гражданского общества. Я разговаривала с родителями. В основном слышала: “Да, ужасно, но что поделаешь. Она же хороший специалист. Как бы не сделать хуже”. Некоторые удивлялись: “Что тут такого? В мое время наша классная могла журналом по физиономии заехать, и ничего!” Кое-кто даже настаивал, что учительница права и что “с нынешними детьми” иначе нельзя.
Родительский комитет? А что родительский комитет... Он только деньги собирает.
Что я имею право предпринять, если считаю меры, которыми педагог добивается в классе дисциплины и прилежания, недопустимыми? Сама я за несколько месяцев так ничего и не придумала.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru