Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ! 
 

Учебный год и еще один день

Как сделать его настоящим праздником?

Совсем немного осталось до лета. Еще несколько дней – и только выпускники будут приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А всем остальным – свобода! Годовые оценки выставлены, и детская душа уже не принадлежит школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри приключений. Но это вовсе не означает, что наши дети не нуждаются в ощущении Большой Точки, Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в большинстве своем смутно чувствуют, что подросли, многому научились. А чему конкретно, в чем изменились – едва ли скажут. Понять и почувствовать это может помочь учитель – такой, который стремился именно прожить со своими учениками этот год, а не только передать им некую сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги маленьких авторских школ. Возможно, их идеи покажутся нашим читателям невыполнимыми в условиях большой школы. Но ведь главное – не перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не так ли?

Дмитрий ТЮТТЕРИН,
школа «Знак»
Москва

Отдайте свои желания ветрам и течениям!

Для учителей нашей школы очень важно фиксировать в зримых для детей образах наступление финала школьного года. Жизнь имеет свою логику, и если мы ее овеществляем, делаем понятной детям, они начинают чувствовать течение времени своей жизни. Мы очень дорожим отношениями с детьми, и наши прощальные вечера всегда получаются очень личными, не рассчитанными на всю школу, скорее – на класс. Такие прощания важны еще потому, что в принципе это потребность человека – ставить точки в конце чего-то существенного. Если этой точки нет, все утекает, как вода, остаются смутные ощущения. Почему люди празднуют рубежи – дни рождения, начало и финал года? Из чувства, что что-то изменилось, из потребности это чувство продлить, запомнить, как-то даже материализовать. И если мы скажем детям, что никакого финального праздника не будет, он все равно случится в душе у каждого, кто причастен к нашей школьной жизни. Потому что праздник – это лишь форма, в которую выливаются ощущения, а они-то никуда не исчезают. К тому же праздник не обязательно яркое шоу с фейерверком, это эмоциональное соучастие в событии, в том числе даже трагическом и печальном. А финал года – подходящее время для грусти и светлой надежды о будущем одновременно. Три месяца лета для ребенка – это огромное временное пространство, очевидно, что он вернется другим. И попытаться зафиксировать, каков он сейчас, абсолютно необходимо, если мы говорим всерьез о педагогике, о развитии. У нас в школе много лет финал года связывается почему-то всегда с придумыванием пожеланий себе и другим. В один год мы отправляли эти пожелания с венками и горящими свечками по воде, в другой год – воздушными шариками в небеса. И этот мотив легкости, полета, я бы сказал, специален. Легкий, веселый взгляд в неизвестное будущее, ощущение собственных возможностей – это важно, особенно для подростков, часто неуверенных в себе. И такой же праздник конца года мы всегда обязательно устраиваем для педагогов. У взрослых, конечно, свое ощущение финала, завершившегося цикла. Но после этих двух всегда очень трогательных прощаний у всех остается чувство – все, теперь что-то будет другое. И мы к этому готовы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru