Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ! 
 

Учебный год и еще один день

Как сделать его настоящим праздником?

Совсем немного осталось до лета. Еще несколько дней – и только выпускники будут приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А всем остальным – свобода! Годовые оценки выставлены, и детская душа уже не принадлежит школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри приключений. Но это вовсе не означает, что наши дети не нуждаются в ощущении Большой Точки, Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в большинстве своем смутно чувствуют, что подросли, многому научились. А чему конкретно, в чем изменились – едва ли скажут. Понять и почувствовать это может помочь учитель – такой, который стремился именно прожить со своими учениками этот год, а не только передать им некую сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги маленьких авторских школ. Возможно, их идеи покажутся нашим читателям невыполнимыми в условиях большой школы. Но ведь главное – не перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не так ли?

Елена КУЦЕНКО

Развесьте четыре четверти на стены и потолок!

Без чего я не могу себе представить конец учебного года? – задумалась я и с удивлением поняла: без контрольных работ, конечно. Поскольку это конец именно учебного года и родители имеют право знать, чему же из общепринятых школьных знаний научился их ребенок. Кроме того, дети нередко переходят в другую школу хотя бы из-за переезда семьи. И должны быть спокойны относительно того, что не только умеют и знают не меньше сверстников, но и привыкли к традиционным формам проверки, будь то тесты, диктант или изложение. Думаю, пришлось бы мне работать в совершенно свободной от внешнего контроля школе, я бы все равно проводила контрольные по традиционным сборникам диктантов именно из этих соображений. Другое дело форма проведения. Она была бы совершенно иной: без нервотрепки, не в последние учебные дни, учитывая возможность переписать, если у ребенка есть желание улучшить результат. Кстати, поэтому мы в классе всегда проводим столько контрольных работ, сколько сочтет нужным ребенок. Он может остановиться на обязательном диктанте и словарном диктанте, но так практически никогда не бывает. Каждый выбирает себе еще две-три, а то и пять работ. Те, у кого строгие родители, неважные успехи в диктанте или невысокая самооценка, выбирают те задания, где чувствуют себя уверенно. Азартные, уверенные в себе, относящиеся к учебе осознанно, выбирают что потруднее, с чем не могли справиться еще недавно.
Все, что автор считает нужным, предъявляется родителям. А по результатам всех своих работ ребенок вместе со мной составляет себе небольшое задание на лето.
Хотя контрольные, конечно, не главное. Они идут потихоньку в течение месяца (за исключением, конечно, обязательных, спущенных сверху) и заодно приучают ребят к мысли, что каждый этап в жизни или работе хорошо бы спокойно проанализировать и «сделать работу над ошибками», если не хочешь вечно повторять их.
Удивительно, но когда работаешь по-настоящему, к каникулам (и не только летним) непременно достигается пик интереса, интенсивности работы. Каждый раз в последние дни четверти и у меня, и у ребят было ощущение подъема, азарта, когда не хочется расходиться на каникулы. Это разительно отличается от ситуации в традиционной школе, где последние дни тянутся бесконечно, детей нужно хоть чем-нибудь занять, а конец последнего учебного дня сопровождается облегченным вздохом и детей, и взрослых.
Зато в том случае, когда учитель и ученики живут в процессе образования так, как считают интересным и правильным, последние месяц-полтора становятся подведением итогов того, что сделано и прожито за год. В этих днях спрессовываются впечатления, идеи, события нескольких месяцев. И поскольку классы каждый раз разные, заранее запланировать или даже предугадать, чем будет наполнен конец года, почти невозможно. Единственное, что повторяется из года в год, – сборники ребячьих текстов. Они могут быть коллективными или индивидуальными, написаны в разных жанрах – в зависимости от увлечений нынешнего года, содержать разное количество иллюстраций, быть оформленными хуже или лучше, но тексты за год непременно набираются. Раньше, лет десять–пятнадцать назад, когда не на чем было делать копии, получался лишь один экземпляр, рукописный, с оригинальными иллюстрациями. Это настоящая ценность. С развитием «издательского дела» каждый может получить свой экземпляр сборника. Одно время мы даже увлеклись компьютерным набором, но поняли, что печатный и рукописный варианты одного и того же текста не только выглядят, но и воспринимаются по-разному. Пришлось помещать их рядом.
И в конце каждого сборника – воспоминания автора о пережитом в этом учебном году. Самое-самое (веселое, поучительное, грустное, запомнившееся) событие, как я изменился, планы на будущий год, несбывшееся… Мы обсуждаем примерный план, но каждый пишет о том, что считает важным.
Ведь год для десятилетнего человека – это десятая часть всей жизни. И если не относиться к событиям и воспоминаниям бережно, они утекают, как вода из ладошки. Остановить мгновение, конечно, нельзя, но можно удержать его в душе и в памяти.
Еще одно самое яркое и эмоциональное свидетельство пережитого – рисунки, скапливающиеся за год. В них – история наших увлечений, интересных событий. Поэтому в последние дни учебного года все стены, а иногда и потолок, книжные полки и доска увешаны рисунками. Как флагами, собранными в далеком путешествии.
И не родители, а мы с ребятами вывешиваем их, перебирая бумажные полотнища и воспоминания. Чтобы в сентябре все началось снова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru