ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Результаты, к которым стремятся, но
которых не ожидают
На творческой конференции хорошо видны
те образовательные результаты, которые дает
разработанная северскими педагогами система
педагогической поддержки. Часть из них вполне
предсказуема и прямо соответствует поставленной
цели – формировать культуру творческой
деятельности. Другие оказываются неожиданными и
заставляют педагогов по-новому взглянуть на свою
работу.
Ученики – неоднократные участники
конференции – демонстрируют:
– владение навыками проектирования и
исследования, приемами художественного
творчества;
– культуру публичного выступления, диалога,
дискуссии;
– умение занимать экспертную позицию.
Что касается содержания работ, эксперты
подчеркивают: если ребенок проработал
литературу, понял что-то важное для себя и может
аргументировать свое понимание, – это уже
достижение. Неудивительно, что на секции
физико-математических исследований в этом году
был только один доклад, в котором автор
представил пусть небольшое, но открытие. Наука –
дело серьезное, и ребенок, который сделал
упомянутый доклад, очень одарен. Удивительно вот
что: были многие другие, которые смогли создать
нечто новое и оригинальное, пусть и в малом
масштабе (исследовали связь музыки и математики,
предложили учебные пособия для своих
одноклассников и т.д.).
А незапланированные результаты?
Во-первых, по наблюдениям учителей, дети на
конференции не похожи на самих же себя
“урочных”. Раскрепощены, хорошо держатся,
контролируют эмоции, терпимы, тактичны и
уважительны. Проявляется культура поведения,
которая, согласитесь, нечто отличное от культуры
деятельности, хотя и связана с ней.
Во-вторых, самые интересные творческие работы
делают дети, неуспешные в учебном процессе, даже
дети с официальным диагнозом “ЗПР”. Стабильно
успешными и на уроке, и, скажем, в самостоятельных
исследованиях оказываются лишь немногие
звездочки-интеллектуалы. Остальные звезды
загораются на конференции или, точнее, по пути к
ней.
В-третьих, негласно действует кодекс чести: дети
не выносят на конференцию то, что далось легко,
например проекты, связанные с праздниками,
жизнью в классе. Вынести никто не запрещает,
иногда даже предлагают: вот, вы же сделали,
давайте расскажем всем. Но ребята предпочитают
рассказывать о серьезных, проблемных вещах.
В-четвертых – и это ключевое, – во время
подготовки и защиты своих работ школьники
нередко проявляют особое умение
сориентироваться, правильно повести себя в
непредсказуемой, быть может, экстремальной
ситуации, взять ответственность, принять удар. К
примеру, ребенок делает доклад, а тут дверь
открыли и кому-то знаки подают. Как докладчику
реагировать? Замолчать, продолжать? Пошутить! Или
листы выступления оказались перепутаны.
Растерян? SOS? Нет, справляется с волнением,
продолжает выступление. Сбой заметил только
руководитель. Совсем уж странное: два месяца
готовился по теме, представил ее, потом заявляет
консультанту: “Вообще-то к вопросу по-другому
надо подойти”, переформулирует тему, начинает
делать; или (другой ученик): пришел на конференцию
без доклада, посидел-посидел, потом не выдержал:
“Дайте выступлю!” – и выступил хорошо.
К такому никто ребенка не подготовит, он должен
сам справиться. В награду – ощущение успеха,
радость: “Я способный!”
Все эти результаты в отличие от учебных пока
событийны, историчны. Не задуманы, но случаются.
Педагоги решили назвать их гуманитарными. Ведь
именно в них проявляются законы жизни
человеческого духа. Высокие слова? Но сегодня,
говоря о гуманитарности, гуманитарном
образовании, учитель вынужден выходить за
пределы школьного предмета, чтобы увидеть в
обыденном для него факте – общении ребенка и
взрослого, ребенка и “учебного содержания” –
философский смысл. Гуманитарное образование –
это то, в котором юный человек проходит по острию:
социальное – индивидуальное, норма – свобода,
гармония – разрыв.
Когда гуманитарные результаты возникают как
устойчивая практика школы (содружества школ), –
это удивительно. Именно такая ситуация сложилась
сейчас в г. Северске. И она, по собственному
убеждению организаторов, обязывает их
представить опыт своей работы как методику.
Тогда любой учитель, освоив ее, сможет быть
уверен, что благодаря его усилиям у ребенка
проявится не просто нечто неожиданное и
интересное, а определенные умения (или
способности, компетентности – не в названии
дело). Полагаться во всем на интуицию здесь не
стоит – осмысление и технологизация
педагогической практики не только делают ее
принципиально воспроизводимой, но и дают
возможность следующего шага.
Уже сегодня педагоги, прожившие с ребятами
полный цикл творческой деятельности во
внеурочном пространстве, сами стали более
чувствительны к живой ситуации взаимодействия,
более точно и гибко реагируют на ошибки: свои и
детей. У них исчезает установка на собственную
непогрешимость и на то, что все всегда можно
разложить по полочкам. Они начали задумываться
над тем, чтобы хоть как-то перенести новый опыт в
пространство уроков, и говорят: “Конечно, для
урока есть свои ограничения и свои задачи, но мы
должны понять, что в нем можно изменить”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|