Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Овена КОРСУНОВА

Результаты, к которым стремятся, но которых не ожидают

На творческой конференции хорошо видны те образовательные результаты, которые дает разработанная северскими педагогами система педагогической поддержки. Часть из них вполне предсказуема и прямо соответствует поставленной цели – формировать культуру творческой деятельности. Другие оказываются неожиданными и заставляют педагогов по-новому взглянуть на свою работу.

Ученики – неоднократные участники конференции – демонстрируют:
– владение навыками проектирования и исследования, приемами художественного творчества;
– культуру публичного выступления, диалога, дискуссии;
– умение занимать экспертную позицию.
Что касается содержания работ, эксперты подчеркивают: если ребенок проработал литературу, понял что-то важное для себя и может аргументировать свое понимание, – это уже достижение. Неудивительно, что на секции физико-математических исследований в этом году был только один доклад, в котором автор представил пусть небольшое, но открытие. Наука – дело серьезное, и ребенок, который сделал упомянутый доклад, очень одарен. Удивительно вот что: были многие другие, которые смогли создать нечто новое и оригинальное, пусть и в малом масштабе (исследовали связь музыки и математики, предложили учебные пособия для своих одноклассников и т.д.).

А незапланированные результаты?
Во-первых, по наблюдениям учителей, дети на конференции не похожи на самих же себя “урочных”. Раскрепощены, хорошо держатся, контролируют эмоции, терпимы, тактичны и уважительны. Проявляется культура поведения, которая, согласитесь, нечто отличное от культуры деятельности, хотя и связана с ней.
Во-вторых, самые интересные творческие работы делают дети, неуспешные в учебном процессе, даже дети с официальным диагнозом “ЗПР”. Стабильно успешными и на уроке, и, скажем, в самостоятельных исследованиях оказываются лишь немногие звездочки-интеллектуалы. Остальные звезды загораются на конференции или, точнее, по пути к ней.
В-третьих, негласно действует кодекс чести: дети не выносят на конференцию то, что далось легко, например проекты, связанные с праздниками, жизнью в классе. Вынести никто не запрещает, иногда даже предлагают: вот, вы же сделали, давайте расскажем всем. Но ребята предпочитают рассказывать о серьезных, проблемных вещах.
В-четвертых – и это ключевое, – во время подготовки и защиты своих работ школьники нередко проявляют особое умение сориентироваться, правильно повести себя в непредсказуемой, быть может, экстремальной ситуации, взять ответственность, принять удар. К примеру, ребенок делает доклад, а тут дверь открыли и кому-то знаки подают. Как докладчику реагировать? Замолчать, продолжать? Пошутить! Или листы выступления оказались перепутаны. Растерян? SOS? Нет, справляется с волнением, продолжает выступление. Сбой заметил только руководитель. Совсем уж странное: два месяца готовился по теме, представил ее, потом заявляет консультанту: “Вообще-то к вопросу по-другому надо подойти”, переформулирует тему, начинает делать; или (другой ученик): пришел на конференцию без доклада, посидел-посидел, потом не выдержал: “Дайте выступлю!” – и выступил хорошо.
К такому никто ребенка не подготовит, он должен сам справиться. В награду – ощущение успеха, радость: “Я способный!”

Все эти результаты в отличие от учебных пока событийны, историчны. Не задуманы, но случаются. Педагоги решили назвать их гуманитарными. Ведь именно в них проявляются законы жизни человеческого духа. Высокие слова? Но сегодня, говоря о гуманитарности, гуманитарном образовании, учитель вынужден выходить за пределы школьного предмета, чтобы увидеть в обыденном для него факте – общении ребенка и взрослого, ребенка и “учебного содержания” – философский смысл. Гуманитарное образование – это то, в котором юный человек проходит по острию: социальное – индивидуальное, норма – свобода, гармония – разрыв.
Когда гуманитарные результаты возникают как устойчивая практика школы (содружества школ), – это удивительно. Именно такая ситуация сложилась сейчас в г. Северске. И она, по собственному убеждению организаторов, обязывает их представить опыт своей работы как методику. Тогда любой учитель, освоив ее, сможет быть уверен, что благодаря его усилиям у ребенка проявится не просто нечто неожиданное и интересное, а определенные умения (или способности, компетентности – не в названии дело). Полагаться во всем на интуицию здесь не стоит – осмысление и технологизация педагогической практики не только делают ее принципиально воспроизводимой, но и дают возможность следующего шага.
Уже сегодня педагоги, прожившие с ребятами полный цикл творческой деятельности во внеурочном пространстве, сами стали более чувствительны к живой ситуации взаимодействия, более точно и гибко реагируют на ошибки: свои и детей. У них исчезает установка на собственную непогрешимость и на то, что все всегда можно разложить по полочкам. Они начали задумываться над тем, чтобы хоть как-то перенести новый опыт в пространство уроков, и говорят: “Конечно, для урока есть свои ограничения и свои задачи, но мы должны понять, что в нем можно изменить”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru