Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 

Как выбрать свою школу

Школы бывают разные: государственные и частные; общеобразовательные и специализированные; с особыми (заявленными) программами обучения и без них; платные и бесплатные. И ни для кого не секрет, что сегодня уже не может быть просто хорошей школы для всех. Должна быть школа, хорошая для моего ребенка (моей семьи). Как же выбрать школу, которая подойдет именно вам?
Рассмотрим по порядку преимущества и ограничения каждого типа школ.

Государственные и муниципальные общеобразовательные школы
Очевидное достоинство этого типа школ в том, что в них очень легко поступить, особенно если вы живете в ближайшем микрорайоне. Общеобразовательные школы, как правило, не предъявляют высоких требований к способностям ребенка, а поэтому, даже если ваш ребенок не обладает яркими музыкальными, художественными или другими талантами, в обычной школе он может достаточно хорошо адаптироваться.
Отсутствие специального направления работы позволяет ребенку и родителю не торопиться с самоопределением относительно будущей профессии. Ребенок может получить более широкий спектр подготовки. После общеобразовательной школы можно получать как гуманитарное образование, так и техническое.
Но у таких школ есть и свои минусы. Как правило, государственные общеобразовательные школы очень большие. Маленькому ребенку легко в них потеряться. Большое количество детей в классах затрудняет организацию индивидуального подхода к каждому ребенку.
Зачастую внутри школы существует деление на гимназические, обычные классы и классы коррекции. Попадание ребенка в класс коррекции может не самым лучшим образом сказаться на самооценке ребенка.
В связи с отсутствием специализации в общеобразовательной школе родителям старшеклассников придется самим проделать достаточно сложную работу по выбору направления дальнейшего обучения.
Обучение в общеобразовательной школе допустимо для детей, которые могут нормально учиться самостоятельно (хотя бы на «3») и не имеют трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Государственные специализированные школы
В них ребенок, начиная с первого – второго классов, чувствует себя специалистом в том или ином деле: рисовании, иностранном языке, танце и т.д. И это плюс специализированных школ – при условии, что у ребенка все благополучно складывается в выбранном виде деятельности. В том же случае, если возникают какие-то сложности (не получается, не нравится), то ранняя специализация может затруднить освоение другой профессии.
В любой специализированной школе ведется очень жесткий отбор по специальным характеристикам, поэтому в нее не так-то просто попасть и еще труднее удержаться. Постоянный рейтинг уровня успеваемости может снизить самооценку ребенка.
В такой школе хорошо будут чувствовать себя дети с устойчивой положительной самооценкой и большими амбициями.

Частные школы, как правило, маленькие, а значит, в них тоже присутствует отбор. Отбирать могут как с помощью психологических тестов (по уровню готовности к школе, по уровню знаний), так и по другим показателям, например экономическим (учатся те, кто готов обучение оплатить). Небольшое количество детей в школе и классах позволяет обеспечить индивидуальный подход. В школе создается более теплая обстановка. Все дети на виду, под присмотром. Это помогает младшим школьникам лучше освоиться в школьном коллективе. А вот подросткам такая «семейная» школа может быть тесновата. Родителям тинейджеров стоит поинтересоваться, обеспечивает ли школа их детям «выход в свет» (культурное общение вне школы). Если школа не ведет такой работы, родителям придется самим заняться организацией досуга своих подросших деток.
Частные школы более свободны в выборе образовательных программ, однако это не означает, что они полностью вне контроля управления образованием.
Чтобы ребенок не остался без государственного аттестата об образовании, родителям в первую очередь нужно узнать, есть ли у школы лицензия (право на ведение образовательной деятельности) и аккредитация (свидетельство о праве выдачи аттестата государственного образца).

Школы с особыми программами (обучение по «Программе-2000», «Рекорд», «Развивающее обучение») могут быть как государственными, так и частными.
Программы предоставляют возможности для развития особых способностей ребенка, а работающие в этом направлении специалисты – обычно фанаты своего дела.
Но, к сожалению, выбор школой своей программы иногда связан с веяниями моды. Родителям стоит осторожнее относиться к программам, по которым начали работать недавно (1–2 года). Могут возникнуть сложности с покупкой учебников, рабочих тетрадей и других методических пособий. А если ребенок будет переходить в другую школу, ему потребуется достаточно длительный период подготовки и адаптации.
При поступлении ребенка в школу с особой программой родителям необходимо внимательно ознакомиться с целями предлагаемой программы. Они не должны противоречить укладу и традициям вашей семьи. Так, если в школе ребенка учат доказывать и отстаивать свое мнение, а семейные традиции предполагают безоговорочное послушание, то противоречие между целями семьи и школы окажется для ребенка болезненным. Не менее важно понять, соответствует ли программа индивидуальным особенностям ребенка. Например, школа предлагает соревновательные формы обучения, на уроках поддерживается быстрый темп, а ребенок склонен к более вдумчивому, медленному освоению предмета, и дух соревнования, соперничества только мешает ему.
Если же ваши цели согласуются с целями, заявленными в программе, а методы обучения соответствуют психологическим особенностям вашего ребенка, то он сможет получить в такой школе уникальные знания, развить способности, которые позволят ему быть успешным во взрослой жизни.

Какую школу выбрать – решать вам. Но стоит заметить, что невозможно выбрать школу, в которой было бы все и сразу: близко к дому, доброжелательная атмосфера, воспитание в духе конкурентной борьбы, отличные знания и уникальные способности. Выбор всегда сопровождается отказом от чего-либо. Каждый тип школ предоставляет определенные возможности. Воспользуется ли ими ребенок, зависит от него самого и от его родителей.

Ольга РЕПИНА, Елена НОРИНА,
психологи «Центра психологических исследований» г. Набережные Челны

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru