ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Свобода взрослого человека
заканчивается там, где начинается свобода
другого человека. А свобода подростка – там, где
считают нужным его родители?
Как подменили! Такой хороший был...
Почему «перерождаются» именно
послушные дети?
«Не понимаю, что с ним... Такой хороший,
такой послушный был, а теперь сладу нет!» –
классическая жалоба родителей на подростка.
При попытке ответить на вопрос, как же все это
случилось и что именно произошло, всегда
оказывается, что «ребенок попал в плохую
компанию». Неприятное перерождение милого,
послушного сыночка, идеальной, беспрекословной
дочурки растерянные родители объясняют дурным
влиянием уличных приятелей и бросают все силы на
то, чтобы оторвать свое сокровище от
сомнительного дворового окружения.
Да, компания новых приятелей подростка скорее
всего нехороша. Да, оторвать от нее подростка и в
самом деле нужно. Но запреты, попытки запереть
его дома тут не помогут. Будет только хуже. Потому
что он, и без того ершистый и невыносимый,
взбунтуется окончательно. С мало предсказуемыми
последствиями.
Стремление подростка контактировать со
сверстниками необходимо и естественно. В
психологии это называется реакцией
группирования. Педагог-психолог Нина Иовчук
предупреждает: «Многочасовые гулянья,
бесконечные беседы с друзьями и подругами – все
то, что взрослые склонны расценивать как
бессмысленную болтовню или пустое
времяпрепровождение, совершенно необходимо
подростку для развития и становления его
личности. Подросток тянется ко всему новому, он
хочет быть независимым, а видимость
независимости легче обретается в группе
сверстников. Здесь подростка понимают, здесь с
ним говорят на интересные для него темы, а дома
лишь поучают да ноют по поводу того, как он
изменился и отдалился».
Хочется не согласиться с Ниной Иовчук только в
одном. Когда она пишет, что в группе сверстников
подросток находит иллюзию, «видимость»
независимости, она не права. Нет, не только
видимость, но и реальный опыт, причем нередко
самый первый в жизни. К сожалению, опыт
независимости и самостоятельности обрести в
семье и школе подростку не удается. Увы, там этим
премудростям не учат и проявить свободные
творческие силы не дают. Предпочитают
беспрекословное послушание.
Но ведь недаром жалоба звучит именно так: был
хороший, послушный, стал плохой – грубый,
ленивый, нерадивый... Почему «перерождаются»
именно послушные дети? И почему именно они
изменяются в худшую сторону, а не компания в
лучшую? Если уж он был такой хороший, отчего не
стал примером, образцом для подражания, кумиром
для своих новых приятелей?
На самом деле ребенок не изменился. Как был
послушный, так и остался. Только слушается теперь
не родителей, а уличного вожака. Ему он смотрит в
рот, для него он хороший. У ребенка новый кумир.
Воле нового авторитета он подчиняется
беспрекословно. Как прежде подчинялся воле
родителей.
Чтобы целенаправленно, сознательно искать круг
единомышленников с интересными увлечениями и
высокими устремлениями, а не пассивно, послушно
подчиняться авторитетам и нравам случайной
компании, нужен опыт самостоятельности,
сознательности, уверенности в себе. Пресловутая
послушность такого опыта не дает. Напротив,
закрепляет привычку зависеть от чужого контроля.
От родителей потребуется поистине героическая
ювелирная работа, чтобы отдалить своего неслуха
от сомнительных приятелей и своими руками найти
ему новых, достойных. Но кто же виноват, что он сам
таких не искал? Да все те же, кто не воспитывал в
нем уверенность в своих силах и независимость.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|