Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День школьной администрации

Этот день непростой. Он – итоговый. И посвящен предмету особому – управлению школой.
Увы, ни для кого не секрет, что жизнь сегодняшней школы нелегка. Когда образование перестает устраивать многих детей и родителей, ответственность школьной администрации и задачи, стоящие перед нею, возрастают многократно.
Круглый стол «Политика образования» под руководством редактора газеты «Управление школой» Александра Адамского мгновенно превратился в страстную дискуссию, в центре которой неизбежно оказались проблемы единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательств, профильного обучения, преподавания основ православной культуры в школе, перехода на двенадцатилетнее обучение.
Что тут началось! Каждый пытался перекричать другого:
– В будущем году заканчивается эксперимент по ГИФО, но если не будет ГИФО, то зачем ЕГЭ? Они же были привязаны друг к другу!
– Посмотришь на тесты единого госэкзамена – не только по литературе, где дикость совсем очевидна, – сразу приходишь в ужас!
– Со школами, втянутыми в эксперимент по двенадцатилетнему обучению, поступили ужасно. Никто ничего не понимает, родители спрашивают: так сколько же лет будет учиться мой ребенок? А дети усмехаются: одиннадцать, это так просто называется – двенадцатилетка!
– Принимать в вуз надо без экзаменов, а по результатам первой сессии отсеивать тех, кто не желает серьезно учиться!
– Но тогда коррупция переместится с приемных экзаменов на первую сессию!
– Коррупция в образовании должна быть устранена. А тому, кто думает, что она неискоренима, в образовании не место!
Александр Адамский, подводя итоги бурной дискуссии, выразил парадоксальную мысль: «Есть решения правильные, есть решения демократические. Действенными они будут только в том случае, если они и правильные, и демократические одновременно. Даже когда решение правильное, но потребность в нем появилась не снизу и оно было принято недемократическим путем, то такое решение неизбежно превращается в свой антипод. Так и ЕГЭ из эффективного механизма для облегчения жизни ребенка превращается в новое закрепощение. В том-то и дело, что одними хорошими нормоустановлениями исправить беды общества нельзя, а вот плохими нормами увеличить эти беды очень даже можно».
Взаимоотношения школы и современных законов в области образования, налогообложения и многих других правовых норм стали предметом обсуждения с юристами: Анатолием Вифлеемским («Конкурентоспособная школа») и Дмитрием Растимешиным («Правовое поле образования»).
Какова схема работы школы с казначейством? Какими правами и функциями обладает попечительский совет? Обязана ли каждая школа иметь расчетный счет? Правда ли, что учителю придется дорабатывать до пенсии те три года, которые он не работал, находясь в отпуске по уходу за ребенком? Конструктивна или деструктивна инициатива по внесению изменений в Закон «Об образовании», в соответствии с которыми школу обяжут иметь общественный совет, ограничив его полномочия исключительно внутришкольными делами? Вопросы градом сыпались на бедных, ни в чем не повинных юристов. Даже удивительно, что они успевали не только консультировать страждущих, но и каким-то чудом отбиваться от особенно яростных требований отдельных обиженных школьных администраторов типа: доколе СМИ будут очернять их, намекая на поборы с родителей, это наглая ложь, накажите журналистов, заставьте их создать позитивный образ доброго и мудрого администратора!
Экономике школы посвятила занятие Елена Никитина. Она ознакомила участников марафона с опытом нормативного финансирования в Пермской и Пензенской областях. Как всегда, своим энтузиазмом увлек собравшихся Александр Лобок – прочитал яркую лекцию о проектировании содержания образования.
...А потом были цветы, улыбки и добрые слова прощания с марафоном. На сцену выбежала детвора, загремели барабаны. До будущих счастливых встреч!

Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru