Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ 
 

Легенды и были

Лучшие детские книги ХХ века – это книги, в которых сказка соединилась с приметами современного мира, где легенда и черты повседневной, знакомой для ребенка жизни искусно сплетены. Карлсон, Алиса, муми-тролли, новомодный Гарри Поттер... Казалось бы, рецепт незамысловат: бери любую легенду – и переноси ее действие в современную жизнь. Либо наоборот: вноси детали современности в сказку или в далекое прошлое. Кстати, именно так действуют большинство режиссеров, снимающих детские фильмы или мультфильмы: Джинн в голливудском мультфильме про Аладдина (где, понятное дело, действие разворачивается в средневековом Багдаде) нет-нет да и упомянет про атомный взрыв, рок-н-ролл, радио, телевидение и прочие приметы “цивилизованной” жизни... Правда, с Багдадом в нынешние времена – не лучший пример, “цивилизованная жизнь” обрушилась на него чересчур явственно, и невинный в сущности голливудский мультик с присказкой “В Багдаде все спокойно” теперь кажется злой и язвительной шуткой (не запрещен ли он в нынешней Америке? Кто знает...). Что делать, сказки часто становятся былью – и былью неожиданной, досадной, трагической. И получается, что магический коктейль из легенды и были, составляемый авторами детских книг и фильмов, вовсе не так безобиден. Когда это просто механическая смесь легенды и повседневности, что-то неминуемо гибнет. Чаще всего – легенда. Остается лишь одна правда: правда повседневности. Именно эта правда торжествует сейчас в городе сказок Багдаде, именно с нею американские солдаты входят на территорию древнейшей цивилизации, искренне убежденные, что цивилизация – это только они. И гибнут памятники, музеи, гибнут люди... Но стоп. Мы ведь ведем речь о сказках, зачем нам возвращаться к потрясениям нынешней эпохи? Что в них сказочного?
Но легенде нужно где-то жить. Ей нужно пространство для существования. Не просто заповедный уголок, отгороженный от “реальной жизни”, не уголок в детской комнате и детском возрасте, а целый мир. Со всей его мировой историей. И потому лучшие детские книги не просто смешивают сказку с былью, они распространяют сказочную реальность на все предметы и явления мира. Чем стремительнее развивается история, чем больше этих предметов и явлений, тем больше работы у сказочника. Может, потому в “Гарри Поттере” Джоанн Роулинг обживает даже принципиально “несказочные” области человеческой деятельности – рекламу, банки, марки машин (превращая их в метлы с лейблами вроде “Нимбус-2000”). Вот почему эти книги так любимы детьми. В них содержится иное, непрагматическое объяснение нынешней истории.
Конечно, подобных сказок очень мало. Но именно им в новую эпоху досталось быть хранителями легенд. А это очень важно – сохранить легенду. Ведь мы живем во времена, когда на нашей хрупкой планете очень трудно сохранить человеческую жизнь, но еще труднее – сохранить ее смысл.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru