ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
Светлана КАТАРГИНА,
директор детского дома
г. Железногорск
Чей это ребенок?
Чтобы ответить на такой вопрос, надо
перестать быть директором, учителем,
воспитателем и остаться тем, кто обнаружится
после...
Есть такая категория детей – “дети,
утратившие родительскую опеку”. Их у нас в
России становится все больше. Видимо, это
закономерно: вся страна разбирается с
собственностью и заново учится понимать “где
чье”. Вот и с детьми так же – надо решить, чьи это
дети. Кто за них отвечает, если родители
отказались? Государство? Конечно, оно берет на
себя заботу о таких детях. Но не случайно слово
“государство” среднего рода, как оно может
воспитать полноценного человека, способного
создать семью?
И что, варианты исчерпаны? Дети – они либо только
родительские, либо государственные? Может, есть
еще какая-нибудь разновидность? Например,
городские (по типу сын полка)?
На днях в городе Железногорске Красноярского
края пройдет конференция “Современные подходы к
решению проблем детей, утративших родительскую
опеку”. Организаторы приглашают специалистов,
всех заинтересованных людей обсудить общие
концептуальные аспекты заявленной проблемы и
роль учреждений, служб, общественных
организаций, принимающих активное участие в
судьбах детей, оставшихся без попечения
родителей.
Ответ на вопрос, что это за организации, кто и
почему берет на себя реальную ответственность за
таких детей, чрезвычайно важен.
...Мне четырнадцать. В нашей школе учатся
детдомовцы. Мы, родительские дети, их так и
обзываем. Я вслушиваюсь в себя, пытаюсь
разобраться: какие чувства возникают при звуках
этого слова? Страх. Нет, ужас. Он охватывает меня
всякий раз, когда нужно идти в школу. Открывая
дверь класса, внутренне сжимаюсь – они там, они
ждут.
Теперь понимаю, что так коряво пыталась проявить
свою симпатию, поухаживать. А тогда... казалось,
мир рушится, и он действительно рушился.
Оказывается, есть ничейные дети, которые, как мне
казалось, никого и ничего не боятся. Грубые,
агрессивные, резко отличающиеся даже внешне.
Непонимание. Ненависть. Хотелось спрятаться,
убежать, перейти в другую школу. Хотелось, чтобы
их не было.
...Та же школа годы спустя, я уже не ученица, но и
опытным учителем меня пока не назовешь. Захожу в
класс, безошибочно узнаю: вот они, детдомовские.
Вся сжимаюсь. Снова страх? Да, но уже пополам с
жалостью, с ненавистью к тем, кто это породил:
почему такие родители до сих пор есть? Почему
есть дети, которые никому, кроме государства, не
нужны?
Ответов нет. Одна жалость захлестывает. Хочется
помочь хоть чем-то прямо здесь и прямо сейчас.
Поставить оценку выше, не заметить
невыполненного домашнего задания, сунуть яблоко,
конфету, лишь бы снять с души тяжкие ощущения.
Мне кажется, поначалу многие педагоги испытывают
то же самое. И ставят, и не замечают, и одаривают...
Пока не забрезжит в сознании вопрос: а что будет
дальше? после того, как я и другие сделают свое
дело?..
...Другой город, да и прошел не один десяток лет. И
снова (ох уж эти повороты судьбы!) перед глазами
дети. Теперь их 56. И все до единого –
детдомовские. И все до единого мои.
В один вечер совершенно пустой дом наполнился
детьми. В голове постоянно вертится фраза,
сказанная мне опытным директором: “Деточка, ты
их только не жалей”. Совсем мне пока непонятная.
Какая там жалость, когда кровати еще не завезли,
когда вши, чесотка, разборки, квадратные глаза
обезумевших воспитателей.
Все проходит, прошло и это. А вот жалость
осталась. Мы все норовили их пожалеть. Как же,
ведь сиротинушки несчастные. Но когда вал
детского попрошайничества захлестнул нас,
пришлось крепко призадуматься. Что я делаю, когда
протягиваю рубль, закрываю глаза на проступки
мелкие и не очень, когда слезу проливаю от
сострадания? И как озарение мысль: подло я
поступаю. Себя жалею, собой восхищаюсь, добротой
своей любуюсь. Что с ребенком происходит в этот
момент, не вижу. А то, что собственными руками
формирую для ребенка устрашающую модель
будущего, и вовсе в голову не приходит.
Хотим вырастить умного, сильного, смелого,
умеющего обеспечить не только себя, благодарного
не только воспитателям. Душу вкладываем,
вкалываем день и ночь, забываем о собственных
семьях, а в итоге остается только руками
разводить, когда видишь полное нежелание
работать, иждивенчество и хамство в ответ на
требования.
Хотим одно, делаем почему-то другое, а получаем и
вовсе третье или даже десятое. Сплошное
противоречие. Причем основная линия фронта
проходит внутри нас самих. Сетуем обиженно,
вместо того чтобы, не лукавя, жестко сказать себе:
что собственными руками творим, то и получаем.
Вот так честно отвечая на вопросы, рано или
поздно сталкиваешься с противоречиями уровня не
детского дома и даже не города, а государства.
Означает ли это, что думать сегодня об этом не
стоит?
А ведь, похоже, действительно не стоит. Что нужно
мне, директору детского дома? Это же ясней ясного:
детей-сирот побольше, ставок дополнительных
тоже. Смета растет, результат работы налицо.
Процесс – на поток. Родителей лишать
родительских прав, детей – в детский дом! Вот в
этом месте и хочется задать вопрос: “А что мы
делаем, когда это делаем?” Родителей развращаем,
себя и граждан тоже. Совесть спокойна, душа не
болит: дети за пазухой у государства. Думать ни о
чем не надо.
Вот только одного детского дома в городе уже
мало, еще бы приютов понастроить. Спи спокойно,
дорогой товарищ директор. Работы тебе до пенсии
хватит. Как же так? Страстно и совершенно
искренне все мы желаем, чтобы сирот не было, но
делаем все, чтобы сиротских учреждений было
больше. Понятно, что дальше их надо кем-то
заполнять...
...Я повзрослела. Ушел страх. Ненависть,
непонимание и жалость к нему, детдомовцу. Теперь
он для меня просто ребенок. Который чей? Который
мой. А своего ребенка мне нет нужды ненавидеть и
тем более бояться.
Другие меня волнуют вопросы. Как сегодня увидеть
будущее ребенка? Предположим, удастся
прорисовать социальную траекторию, но как
приблизить день, добиться результата, осознавая,
что необходимо еще и постоянно анализировать
свои действия, сверять с желаемым.
Чем можно и можно ли вообще помочь коренной
семье? Если нет никаких шансов реабилитировать
родителей, то как пробудить у остальных горожан
ответственность за воспитание этих ребятишек?
Как подобрать и подготовить потенциальных
родителей и детей к совместной жизни? Но первее
всего: как не упустить, не просмотреть
намечающиеся проблемы в семьях, которые еще
можно спасти, но вчера?
Полностью отдавая себе отчет в том, что один в
поле не воин и без совместных усилий эту беду не
победить, продолжаю задавать себе вопросы:
совместные кого с кем? насколько в одном
направлении и что будем считать совместным
результатом, и как понять, эффективен ли он?
Вроде бы проблемы детей, оставшихся без
попечения родителей, мы и так решаем сегодня всем
миром, но почему-то на прежнем месте. В чем дело?
Твердо уверена, не одну меня волнуют эти вопросы
и противоречия. Только в нашем детском доме таких
людей пруд пруди! Судя по всему, в стране тоже
немало людей, которые не просто задают себе
вопросы, а прямо сегодня отвечают за судьбы
детей. Понять проблему, бесспорно, половина
успеха. Хватит ли сил и желания увидеть
перспективы, совместными усилиями прервать
замкнутый круг? Снять с себя, как одежду,
чиновничью принадлежность. Перестать быть
учителем, воспитателем, директором, остаться тем,
кто обнаружится после. Избавиться от шор, сойти с
натоптанной колеи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|