Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Все более серьезны разговоры о различии способов обучения в младших, средних и старших классах. Но по-прежнему камень преткновения – подростки, которые меньше всего нуждаются в школе, во всяком случае такой, какая она есть сейчас. Пространство и время их жизни другое, не то, что было в начальных классах. Опыт построения образовательного пространства, подходящего для них, пока невелик. Однако у сторонников подростковой школы появился уже свой журнал – «На стороне подростка», где учителя всерьез, без эмоций обсуждают, чему и как учить подростков, чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И оказывается, что об этом ином типе учения, о том, как должно происходить вхождение в подростковую школу, надо начинать думать не в последней четверти четвертого, а уже в середине учебного года второго класса...
Евгения ВОЛОШИНА
Москва

Просто следующий класс?
Нет – новый опыт, пространство, уклад!

Несколько лет назад педагогами свободного класса Толстого в томской школе «Эврика-развитие» был предложен проект запуска подростковой школы. О том, как может выглядеть ее образовательное пространство, рассказывает одна из участниц того проекта, Евгения Волошина, ныне старший научный сотрудник Института теории и педагогики РАО.

Там, где пересекаются предметность и социальность

Психологи-исследователи подросткового развития связывают трудности подросткового возраста с изменением социальной ситуации развития.
Взрослый, несущий готовую, ставшую стереотипной норму поведения и действия, теряет авторитет в глазах уже десяти-одиннадцатилетнего подростка.
В нашем проекте мы пытаемся, учитывая возрастные особенности, изменить неподвижность форм организации процесса учения. Задавая новый уклад детско-взрослой жизни, мы разворачиваем площадку социальной жизни подростка в самой школе, но не параллельно с обучением, а находя формы взаимодействия с подростками, вбирающие как общение, так и учение.
Неправильно думать, что мы хотим превратить среднюю школу в клуб. Напротив, весь «антураж», оформление образовательного пространства должны выделить урочное время как особое, повысить статус школы в глазах подростка. Для этого формы учебной жизни должны быть для подростка новыми, видимо отличными от начальной школы, представляя следующую ступень взросления.
Образовательное пространство средней школы задается в нашем проекте двумя пересекающимися линиями действий детско-взрослого учебного коллектива. Условно назовем одну из них предметной, а другую – социальной. Предметная линия – работа учителей, содержание учебных предметов и формы обучения, социальная – создание и управление разными типами коммуникаций и социальных отношений, возникающих в школьной жизни. Для подростковых классов необходим новый уклад школьной жизни.
Ему присущи несколько важных черт:
– выделение классного коллектива на фоне школы (а не ученика на фоне классной группы, например);
– организация «команд» в ситуациях школьных событий;
– объединение детей в учебные группы для освоения учебного материала, работы в урочное время;
– визуальная фиксация движения групп и команд, отдельных учеников в сменных листах, экране учебной успеваемости, дневнике класса;
– регулярные классные собрания, встречи учителей-предметников и учеников «за круглым столом» как возможность влияния детей на ход учебного процесса.

Новое дело в новом месте

В насыщенной различными событиями жизни подростку необходимы опоры, которые помогли бы выстроить свое учебное поведение в школе. Для проявления и оформления учебной инициативы важно почувствовать «упор взрослого» – его требования к ученику. Мы предполагаем, что учителя-предметники для начала своей работы будут использовать в организации урока некоторый набор форм совместного учебного поведения.
Лекция – как для учителя, так и для ученика – монологическое изложение материала в течение 7–10 минут.
Демонстрация – представление автором своего предмета исследования, остальные – воспринимают и анализируют.
Практическая работа – учитель представляет материал и консультирует, а ученик воспроизводит действие с материалом по образцу.
Лабораторная работа – учитель контролирует пошаговое движение ученика. Ученик самостоятельно проверяет содержание способа действия в измененных заданных условиях.
Урок-исследование – учитель и ученики в совместной работе анализируют противоречие, заданное в учебном материале.
Проектная работа – ученики проявляют индивидуальное понимание материала в практической деятельности, а учитель удерживает их инициативу в виде замысла, запускает проект.
Творческая работа – переоформление, «перекодировка» учебного содержания, создание новых (по отношению к внесенному ранее) продуктов учеником. Учитель инициирует и поддерживает индивидуальные действия учеников.
Учебные группы, выбирая разные пути работы с материалом, получают авторские продукты разного рода. Это могут быть и привычные сочинения, рефераты, театрализация небольшого сюжета, постановка опыта, простое выполнение упражнения и т.п. Далее все авторские продукты показываются, или обсуждаются на подиуме, или выставляются в классном информационном пространстве. Таким образом в самом процессе учения появляется необходимость в самоорганизации, коммуникации детей и взрослых. Одновременно каждый должен будет понять и оценить авторский продукт другого. В классе материал изучения становится предметом, вокруг которого выстраиваются социальные связи и отношения.
В связи с этим в нашем проекте большое значение имеет переустройство классной комнаты, где будут учиться подростки. Выделяется собственно учебная зона – для фронтальной работы класса, контрольных и тренировочных работ. В другой части класса располагается демонстрационная зона – «подиум, кулисы, зрительный зал», где должна происходить демонстрация авторского продукта ученика или группы учеников; места для индивидуальной и групповой работы – мобильные столы, ширмы для отгораживания, множество рабочих досок. Еще одна часть – обширное информационное пространство со стендами, плакатами, газетами, таблицами – все, что позволяет удерживать действия детско-взрослого коллектива во времени («от вчера к сегодня»).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru