ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
Все более серьезны разговоры о различии
способов обучения в младших, средних и старших
классах. Но по-прежнему камень преткновения –
подростки, которые меньше всего нуждаются в
школе, во всяком случае такой, какая она есть
сейчас. Пространство и время их жизни другое, не
то, что было в начальных классах. Опыт построения
образовательного пространства, подходящего для
них, пока невелик. Однако у сторонников
подростковой школы появился уже свой журнал –
«На стороне подростка», где учителя всерьез, без
эмоций обсуждают, чему и как учить подростков,
чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И
оказывается, что об этом ином типе учения, о том,
как должно происходить вхождение в подростковую
школу, надо начинать думать не в последней
четверти четвертого, а уже в середине учебного
года второго класса...
Просто следующий класс?
Нет – новый опыт, пространство, уклад!
Несколько лет назад педагогами
свободного класса Толстого в томской школе
«Эврика-развитие» был предложен проект запуска
подростковой школы. О том, как может выглядеть ее
образовательное пространство, рассказывает одна
из участниц того проекта, Евгения Волошина, ныне
старший научный сотрудник Института теории и
педагогики РАО.
Там, где пересекаются предметность и
социальность
Психологи-исследователи подросткового
развития связывают трудности подросткового
возраста с изменением социальной ситуации
развития.
Взрослый, несущий готовую, ставшую стереотипной
норму поведения и действия, теряет авторитет в
глазах уже десяти-одиннадцатилетнего подростка.
В нашем проекте мы пытаемся, учитывая возрастные
особенности, изменить неподвижность форм
организации процесса учения. Задавая новый уклад
детско-взрослой жизни, мы разворачиваем площадку
социальной жизни подростка в самой школе, но не
параллельно с обучением, а находя формы
взаимодействия с подростками, вбирающие как
общение, так и учение.
Неправильно думать, что мы хотим превратить
среднюю школу в клуб. Напротив, весь «антураж»,
оформление образовательного пространства
должны выделить урочное время как особое,
повысить статус школы в глазах подростка. Для
этого формы учебной жизни должны быть для
подростка новыми, видимо отличными от начальной
школы, представляя следующую ступень взросления.
Образовательное пространство средней школы
задается в нашем проекте двумя пересекающимися
линиями действий детско-взрослого учебного
коллектива. Условно назовем одну из них
предметной, а другую – социальной. Предметная
линия – работа учителей, содержание учебных
предметов и формы обучения, социальная –
создание и управление разными типами
коммуникаций и социальных отношений,
возникающих в школьной жизни. Для подростковых
классов необходим новый уклад школьной жизни.
Ему присущи несколько важных черт:
– выделение классного коллектива на фоне школы
(а не ученика на фоне классной группы, например);
– организация «команд» в ситуациях школьных
событий;
– объединение детей в учебные группы для
освоения учебного материала, работы в урочное
время;
– визуальная фиксация движения групп и команд,
отдельных учеников в сменных листах, экране
учебной успеваемости, дневнике класса;
– регулярные классные собрания, встречи
учителей-предметников и учеников «за круглым
столом» как возможность влияния детей на ход
учебного процесса.
Новое дело в новом месте
В насыщенной различными событиями жизни
подростку необходимы опоры, которые помогли бы
выстроить свое учебное поведение в школе. Для
проявления и оформления учебной инициативы
важно почувствовать «упор взрослого» – его
требования к ученику. Мы предполагаем, что
учителя-предметники для начала своей работы
будут использовать в организации урока
некоторый набор форм совместного учебного
поведения.
Лекция – как для учителя, так и для ученика –
монологическое изложение материала в течение
7–10 минут.
Демонстрация – представление автором своего
предмета исследования, остальные – воспринимают
и анализируют.
Практическая работа – учитель представляет
материал и консультирует, а ученик воспроизводит
действие с материалом по образцу.
Лабораторная работа – учитель контролирует
пошаговое движение ученика. Ученик
самостоятельно проверяет содержание способа
действия в измененных заданных условиях.
Урок-исследование – учитель и ученики в
совместной работе анализируют противоречие,
заданное в учебном материале.
Проектная работа – ученики проявляют
индивидуальное понимание материала в
практической деятельности, а учитель удерживает
их инициативу в виде замысла, запускает проект.
Творческая работа – переоформление,
«перекодировка» учебного содержания, создание
новых (по отношению к внесенному ранее) продуктов
учеником. Учитель инициирует и поддерживает
индивидуальные действия учеников.
Учебные группы, выбирая разные пути работы с
материалом, получают авторские продукты разного
рода. Это могут быть и привычные сочинения,
рефераты, театрализация небольшого сюжета,
постановка опыта, простое выполнение упражнения
и т.п. Далее все авторские продукты показываются,
или обсуждаются на подиуме, или выставляются в
классном информационном пространстве. Таким
образом в самом процессе учения появляется
необходимость в самоорганизации, коммуникации
детей и взрослых. Одновременно каждый должен
будет понять и оценить авторский продукт
другого. В классе материал изучения становится
предметом, вокруг которого выстраиваются
социальные связи и отношения.
В связи с этим в нашем проекте большое значение
имеет переустройство классной комнаты, где будут
учиться подростки. Выделяется собственно
учебная зона – для фронтальной работы класса,
контрольных и тренировочных работ. В другой
части класса располагается демонстрационная
зона – «подиум, кулисы, зрительный зал», где
должна происходить демонстрация авторского
продукта ученика или группы учеников; места для
индивидуальной и групповой работы – мобильные
столы, ширмы для отгораживания, множество
рабочих досок. Еще одна часть – обширное
информационное пространство со стендами,
плакатами, газетами, таблицами – все, что
позволяет удерживать действия детско-взрослого
коллектива во времени («от вчера к сегодня»).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|