Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД 
СЮЖЕТЫ 

Мостостроительство

Тверь – город древний, стоящий к тому же на широкой реке. Неудивительно, что проблема мостов всегда была здесь актуальной

Мосты в Твери были проблемой государственной. Во всяком случае, к ее решению иной раз приступали сами государи. Вот, к примеру, одно из преданий.
Когда в город Тверь приехал Петр Великий, он вышел на берег реки Волги прогуляться. Увидел обывательниц, торгующих рассадой. Приценился:
– Почем, бабы, рассада?
А обывательницы отвечают:
– Да что, батюшко, ваше царское величество, рассада-то денежка, да перевоз полушка.
Смотрит Петр, а моста через Волгу и нет.
– Подать, – закричал, – сюда голову!
Прибежал голова.
– Почто моста нет? – спрашивает царь.
Естественно, что голова отговорился дефицитом средств в казне. Петр деньги выдал и велел построить мост к его следующему приезду. Но голова замешкался и мост не приготовил. Царь разгневался:
– Что ж ты моста не построил?
Голова решил сыграть в юродивого:
– Батюшка, ваше царское величество, что станешь делать? И деньги теперь есть, да ума нет.
Тогда Петр Великий поплевал на ладонь, хлопнул собеседника по лысой голове и произнес:
– Вот, коли у тебя ума нет, так я тебе его прибавлю.
И сам прислал строителей для возведения моста.
Правда, это всего лишь легенда. Первое же упоминание о мосте через Волгу (точнее, о его строительстве) относится к 1375 году. Затем мосты неоднократно строились, рушились, возводились снова. При этом для отлынивания от мостовых работ годилось всяческое оправдание. К примеру, в 1812 году свернули очередное строительство. По официальным разъяснениям, «из-за войны и разных от оной препятствий» (боевые действия, естественно, в Твери не проходили). Так что еще в XIX столетии в губернском городе действовал принцип «рассада денежка, да перевоз полушка».
В наши дни самый эффектный из тверских мостов соединяет площадь Мира и набережную Михаила Ярославича. Он тоже строился не без запинки. В 1888 году были утверждены проект и смета этого сооружения. Затем – вторая серия документации, а в 1895 году – третья. Окончательно же мост открыли только в 1990 году.
Впрочем, не всегда мостостроительство в Твери сопровождалось маетой, медлительностью и отсутствием гражданских инициатив. Вот, например, когда после пожара 1763 года начали заново отстраивать центральную часть города, вдруг обнаружилось, что «першпективная дорога» (впоследствии Миллионная, а сегодня Советская улица) неудачно упирается в оборонительные укрепления кремля. Молниеносно было принято решение – сделать в валу прореху, а через ров перекинуть деревянный мост. В том же 1763 году должностные лица доносили: «Для коммуникации в крепость, где вал прорыт, от назначенной першпективной по плану дороги, через ров мост… строить велено, посему под оный сваи бить начаты».
Всего-навсего за месяц было «через ров для моста набито в глубине рва 36 свай и на оные насадки и связи наложены», в мае следующего года был «мост тесом весь обшит», а к сентябрю «большой мост совсем сделан и дважды выкрашен».
Так что при желании мостостроители Твери могли поразить горожан своим проворством.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru