Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителей мировой художественной культуры, музыки и ИЗО

Из всех марафонских дней этот, наверное, самый пестрый по составу гостей: приехали учителя и мировой художественной культуры, и музыки, и изобразительного искусства, и руководители театральных студий. Но, как ни странно, разделения – музыканты на лекции-концерте, а художники на выставке живописных работ – не произошло. Недаром на первом же мастер-классе «Роль искусства в развитии мышления ребенка» была заявлена тема интеграции искусств в образовании.
И разработчики программы «Мир цвета, звука, слова», и педагоги, воплощающие ее в своих школах, говорили о том, что предметы художественного цикла не должны существовать в школе по отдельности, а умение рисовать, танцевать или петь не может быть самоцелью. Главное – развивать художественно-образное мышление у ребенка, научить его воспринимать мир и мыслить образами. А для этого необходимо использовать все многообразие мира искусства. Ведь его виды – хореография, поэзия, живопись, музыка, несмотря на разнообразие форм выражения, объединены такими категориями, как ритм, контраст, тема и вариации. Сначала ребенок постигает это на интуитивном уровне, у него развивается ассоциативное восприятие. Рисуя под музыку, дети выражают минор холодными тонами, а мажор – теплыми. Ритм же воплощается в графике: медленную мелодию ребята передают плавными линиями, энергичную – прямыми и резкими.
Даже рассказ о программе был своеобразной иллюстрацией метода: учителя, показывая живописные работы детей, объясняли историю их возникновения, читали стихи, проигрывали музыкальные отрывки.
«Разные виды искусства могут гармонично существовать в жизни ребенка, стать частью его образования», – сказал директор «Класс-центра» Сергей Казарновский. Вся его школа работает по этому принципу: в расписании уроков перемежаются физика и актерское мастерство, биология и сольфеджио, сценическое движение и геометрия, потому что чувственное восприятие мира не менее важно, чем логическое постижение его закономерностей.
О том, как можно построить такое образование, рассказывала преподаватель истории искусств Майя Карапетян. Костер из кубиков и красных тряпочек, наскальные рисунки на доске, ритм африканского тамтама – так выглядит урок, на котором семилетние дети знакомятся с искусством древнего мира по программе «История искусств для малышей».
– Не рано ли? – удивились гости на открытом уроке.
– Если целью урока становятся не ЗУНы, а интерес детей к живописи, литературе, скульптуре, то не рано. Видели бы вы, как четвероклассники читают Мольера и Шекспира! Затаив дыхание слушают «Ромео и Джульетту». Переживают по-настоящему. А когда мы инсценируем сцену дуэли, я всегда предлагаю роль Тибальда самому тихому и замкнутому мальчику. И каждый раз случается чудо: скрытая, долго сдерживаемая агрессия вдруг выхлестывается строками Шекспира. От разговора о любви, долге, счастье уже никуда не деться. Время идет, запланированный учебный материал не пройден, но прервать его я не решаюсь: иногда лучше додумать и договорить, чем усвоить предметные знания. Каким ребенок уйдет с урока, а не что он запомнит и выучит – для меня важнее.
Без проблем, конечно, не обходится. На занятии по античному искусству, когда появляется обнаженная натура, непременно сталкиваешься с хихиканьем. Это неизбежно. В любом классе. Приходится спокойно объяснять, что по этому хихиканью сразу можно определить, кто ни разу не был в музее. Дремучий человек, даже жаль его. На следующих уроках уже кто-нибудь из детей обязательно комментирует чье-то «хи-хи»: «Опять в музее не был...»
Обывательский взгляд на искусство, снижение уровня культуры – проблема, волнующая практически всех гостей марафона. Где бы ни завязывалась беседа с аудиторией, учителя говорили о том, что телевидение, компьютерные игры заполонили все, подлинному искусству очень трудно конкурировать с духовным ширпотребом. Некоторые даже засомневались: жизнь вокруг такая серая, есть ли смысл вести школьников в музей или на балет, поймут ли они увиденное? Но народный художник России Павел Никонов ловко перевел все эти сетования и вздохи в конструктивное русло. Учителя сразу стали уговаривать его встретиться с ребятами. Оказалось, запросто. А приехать с ребятами в Институт им. Сурикова? Тоже!
...День все длился и длился; без ощущения безвозвратной потери невозможно было выбрать между лекцией и презентацией новых учебников, мастер-классом и старинной клавесинной музыкой в исполнении Александра Майкапара. И все же учителя смогли узнать многое и о деятелях искусства ХХ века, и об искусстве XVIII, и о символике народных орнаментов, и с новыми программами познакомиться... да еще и накупить горы методической литературы. Вот как все здорово получилось. Приезжайте к нам на следующий год – убедитесь сами.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru