II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителей мировой художественной
культуры, музыки и ИЗО
Из всех марафонских дней этот, наверное,
самый пестрый по составу гостей: приехали
учителя и мировой художественной культуры, и
музыки, и изобразительного искусства, и
руководители театральных студий. Но, как ни
странно, разделения – музыканты на
лекции-концерте, а художники на выставке
живописных работ – не произошло. Недаром на
первом же мастер-классе «Роль искусства в
развитии мышления ребенка» была заявлена тема
интеграции искусств в образовании.
И разработчики программы «Мир цвета, звука,
слова», и педагоги, воплощающие ее в своих школах,
говорили о том, что предметы художественного
цикла не должны существовать в школе по
отдельности, а умение рисовать, танцевать или
петь не может быть самоцелью. Главное –
развивать художественно-образное мышление у
ребенка, научить его воспринимать мир и мыслить
образами. А для этого необходимо использовать
все многообразие мира искусства. Ведь его виды –
хореография, поэзия, живопись, музыка, несмотря
на разнообразие форм выражения, объединены
такими категориями, как ритм, контраст, тема и
вариации. Сначала ребенок постигает это на
интуитивном уровне, у него развивается
ассоциативное восприятие. Рисуя под музыку, дети
выражают минор холодными тонами, а мажор –
теплыми. Ритм же воплощается в графике: медленную
мелодию ребята передают плавными линиями,
энергичную – прямыми и резкими.
Даже рассказ о программе был своеобразной
иллюстрацией метода: учителя, показывая
живописные работы детей, объясняли историю их
возникновения, читали стихи, проигрывали
музыкальные отрывки.
«Разные виды искусства могут гармонично
существовать в жизни ребенка, стать частью его
образования», – сказал директор «Класс-центра»
Сергей Казарновский. Вся его школа работает по
этому принципу: в расписании уроков перемежаются
физика и актерское мастерство, биология и
сольфеджио, сценическое движение и геометрия,
потому что чувственное восприятие мира не менее
важно, чем логическое постижение его
закономерностей.
О том, как можно построить такое образование,
рассказывала преподаватель истории искусств
Майя Карапетян. Костер из кубиков и красных
тряпочек, наскальные рисунки на доске, ритм
африканского тамтама – так выглядит урок, на
котором семилетние дети знакомятся с искусством
древнего мира по программе «История искусств для
малышей».
– Не рано ли? – удивились гости на открытом
уроке.
– Если целью урока становятся не ЗУНы, а интерес
детей к живописи, литературе, скульптуре, то не
рано. Видели бы вы, как четвероклассники читают
Мольера и Шекспира! Затаив дыхание слушают
«Ромео и Джульетту». Переживают по-настоящему. А
когда мы инсценируем сцену дуэли, я всегда
предлагаю роль Тибальда самому тихому и
замкнутому мальчику. И каждый раз случается чудо:
скрытая, долго сдерживаемая агрессия вдруг
выхлестывается строками Шекспира. От разговора о
любви, долге, счастье уже никуда не деться. Время
идет, запланированный учебный материал не
пройден, но прервать его я не решаюсь: иногда
лучше додумать и договорить, чем усвоить
предметные знания. Каким ребенок уйдет с урока, а
не что он запомнит и выучит – для меня важнее.
Без проблем, конечно, не обходится. На занятии по
античному искусству, когда появляется
обнаженная натура, непременно сталкиваешься с
хихиканьем. Это неизбежно. В любом классе.
Приходится спокойно объяснять, что по этому
хихиканью сразу можно определить, кто ни разу не
был в музее. Дремучий человек, даже жаль его. На
следующих уроках уже кто-нибудь из детей
обязательно комментирует чье-то «хи-хи»: «Опять в
музее не был...»
Обывательский взгляд на искусство, снижение
уровня культуры – проблема, волнующая
практически всех гостей марафона. Где бы ни
завязывалась беседа с аудиторией, учителя
говорили о том, что телевидение, компьютерные
игры заполонили все, подлинному искусству очень
трудно конкурировать с духовным ширпотребом.
Некоторые даже засомневались: жизнь вокруг такая
серая, есть ли смысл вести школьников в музей или
на балет, поймут ли они увиденное? Но народный
художник России Павел Никонов ловко перевел все
эти сетования и вздохи в конструктивное русло.
Учителя сразу стали уговаривать его встретиться
с ребятами. Оказалось, запросто. А приехать с
ребятами в Институт им. Сурикова? Тоже!
...День все длился и длился; без ощущения
безвозвратной потери невозможно было выбрать
между лекцией и презентацией новых учебников,
мастер-классом и старинной клавесинной музыкой в
исполнении Александра Майкапара. И все же
учителя смогли узнать многое и о деятелях
искусства ХХ века, и об искусстве XVIII, и о
символике народных орнаментов, и с новыми
программами познакомиться... да еще и накупить
горы методической литературы. Вот как все
здорово получилось. Приезжайте к нам на
следующий год – убедитесь сами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|