Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя русского языка

По словам главного специалиста Департамента общего образования министерства Лидии Рыбченковой, лингвисты разделились на тех, кто «за» и «против» тестов.
В лагере сторонников лидировали составители контрольно-измерительных материалов. Они даже дискуссию на тему «Аттестационные технологии и единый государственный экзамен по русскому языку» организовали. Зато среди учителей оптимистов оказалось гораздо меньше, все остальные – сомневающиеся. Опасаются многого: достаточно ли будет одного часа в неделю, отведенного базисным планом на полноценное изучение русского языка и на качественную подготовку к ЕГЭ в старших классах, справятся ли выпускники с частью С, где им предлагается написать текст в малознакомом для них жанре сочинения-рассуждения?
И все же учителя, похоже, успели смириться с ЕГЭ как с данностью. Их явно интересовали разнообразные аспекты организации эксперимента: можно ли пересдавать ЕГЭ? Все ли вузы обязаны принимать сертификаты единого экзамена? В перерывах между «круглыми столами» и мастер-классами учителя активно раскупали сборники тестов, хотя только что в кулуарах и на секциях не скупились на критические замечания по их содержанию.
Члены орфографической комиссии Института русского языка РАН на заседании дискуссионного клуба «Русская орфография сегодня» тоже не удержались, свое негативное отношение к тестированию выразили.
По их убеждению, включать в тесты единого экзамена задания, вызывающие двоякие толкования даже среди специалистов, недопустимо. А такое встречается сплошь и рядом. Особенно преуспели авторы тестов для поступающих в вузы, благо русский язык богат не столько правилами, сколько исключениями, на тупое заучивание которых бедные ученики вынуждены затрачивать массу сил и времени.
А ведь наделавшая шума, но так и не доведенная до конца реформа русского языка, по словам одного из ее инициаторов, члена орфографической комиссии Светланы Кузьминой, была направлена именно на «смягчение орфографических нравов, до фанатичности жестких и категоричных».
Ученые, конечно, стремились упростить в разумных пределах наиболее запутанные и противоречивые правила правописания, разгрузить их от избыточного количества исключений. Но нынешняя ситуация усугубилась тем, что некоторые издательства поторопились выпустить словари с учетом предложенных орфографической комиссией изменений, не дождавшись официального утверждения. В итоге возникла масса предпосылок для разноречивых подходов к оценке знаний выпускников школ и абитуриентов.
Ученые-лингвисты предложили два варианта решения этой проблемы. Первый – составить минимальный перечень непроверяемых слов и правил, обязать ученика выучить их, предупредив, что за незнание оценка снижается. А все, что попадет за пределы этого списка, за ошибку считаться не будет.
Орфографическая комиссия соответствующий перечень уже разработала и в ближайшее время собирается представить его в Министерство образования.
Второй вариант – потребовать от выпускников и абитуриентов знания всех нюансов, но с условием: разрешить пользоваться на экзаменах словарями и справочниками.
Идеи лингвистов встретили на марафоне горячую поддержку. Учителя-словесники согласились, что требовать от выпускников абсолютной грамотности в условиях языковой нестабильности негуманно, но ведь воспользоваться словарями смогут только сильные ученики, а неграмотные не поймут, на что следует обратить внимание. Решились предложить свою помощь в составлении списка слов и правил, обязательных для изучения. Правда, неизвестно было, как отнесутся к предлагаемым новациям министерство и вузы. Но, по общему убеждению, главное в преддверии грядущей перестройки – не превратить преподавание русского языка в натаскивание и занудную зубрежку.
Секретами педагогического мастерства поделились с педагогами авторы учебников и специалисты на «круглых столах» и в мастер-классах: «Развитие критического мышления», «Народные говоры и народная культура на уроках русского языка и литературы», «Уроки русского языка в Интернете», «Как учить пониманию текста».
Ведущие мастер-класса «Преемственность русского языка от начального звена к среднему» заявили, что первоочередная задача учителя русского языка – вселить в детей уверенность в собственные силы. А то уже во втором классе они, согласно социологическим исследованиям, не верят (50%), что освоят курс русского языка, – так с этим комплексом и прозябают все последующие годы обучения в школе.
У доцента кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Елены Муравенко свой взгляд на проблему: чем больше ребята увлечены предметом, тем меньше они делают ошибок! Самые скучные орфограммы легче запоминаются не в зубрежке, а в игре.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru