Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО и ОНО

«Отбрасывая только то, что явно обветшало»

В прошлом году министерство предложило 300 тем школьных сочинений. В этом году их... 500

Год назад Министерство образования задалось целью совершенствовать процедуру сдачи письменного экзамена по литературе и русскому языку. Школьники писали сочинения, заранее зная возможные темы. Правда, тем было 300 штук – за два месяца все не выучишь. По итогам эксперимента из регионов в министерство пришло множество предложений. Были ли они учтены и что же ждет выпускников в нынешнем году?
На вопросы нашего корреспондента Ольги Дашковской отвечает Елена Зинина, специалист Департамента общего образования Министерства образования РФ.

– В прошлом году было 300 тем сочинений, в нынешнем – 500. Чем объясняется увеличение списка?
– Во-первых, примерно пятая часть тем предназначена для национальных школ, для всех остальных – 400. Поэтому перечень «вырос» в общей сложности на 100 наименований, но и опубликован он на месяц раньше по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, за две недели до экзаменов станет известен список комплектов тем сочинений, который процентов на 15 меньше открытого перечня (70 комплектов по 5 тем в каждом).
– Почему бы сразу не опубликовать комплекты, как это было сделано в прошлом году?
– В прошлом году некоторые ученики выбирали по одной теме из каждого комплекта и заранее готовились по ним. В итоге разнообразие тем было сведено к минимуму (35 комплектов – 35 тем). Мы не хотим профанировать идею объективного контроля.
– Но сегодня уже мало кто верит в то, что сочинение – это плод самостоятельных раздумий ученика.
– Когда мне говорят, что сочинение как форма аттестации себя изжила, поскольку «все дети списывают», меня этот аргумент никак не убеждает, потому что списать можно на любом экзамене, если учитель не следит за этим. И здесь министерство бессильно. Единственное, что мы можем сделать, – это обратиться к педагогам с просьбой не допускать нарушений в период итоговой аттестации.
– Хорошо, предположим, что «все будет по-честному». Но в таком случае возникает вопрос: а что выиграют дети в данной ситуации? Поможет ли публикация открытого списка тем экзаменационных сочинений снять психологический стресс, снизить перегрузки?
– Надеюсь, что в какой-то мере поможет. Открытый перечень позволяет выпускнику сориентироваться в экзаменационном материале, понять, что его ждет в один из самых ответственных дней его жизни, а это уже немало.
В то же время нас тревожит стремление некоторых учителей объять необъятное и в кратчайшие сроки проработать все темы перечня. Не хотелось бы, чтобы его публикация привела к изнурительному натаскиванию.
– Каковы критерии формирования комплектов?
– Во-первых, в каждом из комплектов должны быть представлены литературные произведения как XIX, так и XX веков, изучаемые по программе в 9–11 классах. Поскольку более весомой частью школьного курса является литература XIX века, то чаще всего в комплекте представлены три темы, относящиеся к этой эпохе, и две – по творчеству писателей XX века.
Причем одна из тем – по философской, нравственной, социальной проблематике русской литературы XIX или XX столетия – предполагает свободный выбор учеником авторов и художественных произведений этой поры.
Во-вторых, составители избегали дублирования формулировок и писательских имен в границах одного комплекта. В-третьих, старались соблюдать пропорции между поэтическими и прозаическими произведениями.
– Какие предложения регионов по совершенствованию итоговой аттестации по литературе были учтены в этом году?
– Как показал опыт минувшего года, слишком сложными оказались темы, касающиеся мастерства писателей: ремарки в драматургическом произведении, портреты, пейзажи, художественные детали. Также подверглись критике темы, сформулированные в виде цитат. Они давали повод для слишком разных толкований, что вводило в заблуждение и учащихся, и проверяющих экзаменационные работы. Все эти замечания мы постарались учесть при формировании перечня нынешнего года.
В то же время значительная часть тем звучит весьма традиционно, даже банально на первый взгляд. Нас частенько упрекают: сколько, мол, можно анализировать образ Татьяны Лариной, не надоело ли? На что мы отвечаем: надоело взрослым, а для выпускника это новый материал и новый ракурс его освещения.
Главное нововведение нынешнего года состоит в том, что у ученика появится возможность сделать выбор между сочинением и изложением с творческим заданием. То есть на этот раз вместе с комплектом, содержащим 5 тем сочинений, школы получат тексты изложений, составленных на основе художественных произведений или критических статей.
Все подробности – в методическом письме № 13-51-51 – 13 от 20.03.2003 г. «О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием…».
Отмечу только, что введение изложения в массовую практику стало возможным благодаря эксперименту, проходившему в большом числе территорий в течение двух предыдущих лет. Такую форму аттестации одобрили более 80% участников.
– Как бы вы охарактеризовали новые тенденции в развитии итоговой аттестации по литературе за последние годы?
– Мы стараемся сохранить наши лучшие традиции, отбрасывая только то, что явно обветшало. При этом министерство старается следовать принципу вариативности: у школьников должно быть право выбора – не только учебников, программ, предметов, но также форм итоговой аттестации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru