Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ОРИЕНТИРЫ 

Александр АДАМСКИЙ

“Эврика” предлагает свой стандарт

25 марта для эвриканского сообщества произошло знаменательное событие.
В кабинете первого заместителя министра образования РФ Виктора Болотова прошло заседание рабочей группы Федеральной программы развития образования (ФПРО) по направлению «Авторские экспериментальные школы». Это фактически рабочий орган управления взаимодействием эвриканской сети ФЭП и Министерства образования, в рамках государственного контракта между Институтом образовательной политики «Эврика» и ведомством по развитию сети.

За годы взаимодействия профессионально-общественной инновационной сети с министерством довольно непросто вырабатывалось взаимопонимание и способы равноправного диалога.
Иногда министерским казалось, что раз ведомство выдает деньги, то автоматически сеть «Эврика» становится структурным подразделением, подчиненным чиновникам.
Так или иначе, а трудный диалог продолжался и продолжается. Забегая вперед, скажем, что отчет «Эврики» за 2002 год успешно сдан, все акты приемки подписаны и можно строить планы на будущее.
Но перед тем как перейти к планированию будущего, можно остановиться на проблематике, которая сформировалась за годы этого уникального эксперимента: построении механизма взаимодействия ведомства и сети инновационных школ.
Сейчас уже можно сказать, что такой механизм, о котором можно было только мечтать лет десять назад, о котором мы и мечтали на эвриканских сборах в середине восьмидесятых, такой механизм создан. И теперь уже задача состоит в том, чтобы сохранить этот хрупкий баланс соотношений неопределенностей: бюрократических требований к программам, сметам, отчетам (внутри которых путаницы больше, чем порядка) и инновационных традиций, инициативных программ, проектов, которые так или иначе стремятся вырваться за рамки административных предписаний и требований.
И честно говоря, к этому объективному набору сложностей добавляется еще постоянная полемика «Эврики» с министерством или с министром. И министерства и министра – с «Эврикой».
Пожалуй, ни одна структура, имеющая договорные отношения с ведомством, не позволяет себе такой фронды, как эвриканская сеть и поддерживающая ее газета «Первое сентября».
С другой стороны, если честно, ни министр, ни высшие руководители ведомства почти никогда не путают ход дискуссии и отношения в рамках контракта. Здесь надо отдать должное руководству Министерства образования: В.Филиппов, В.Болотов, Е.Чепурных никогда не смешивают аргументы полемики по тем или иным вопросам образовательной политики и обсуждение совместной деятельности в рамках ФПРО.
И еще. Федеральная программа развития образования оказалась чрезвычайно эффективным способом финансирования школ из федерального источника. Теперь можно сказать, что в России действительно существует механизм прямого финансирования муниципальной школы из федерального бюджета. И это нисколько не умаляет значимость местных органов самоуправления. Мы убеждены в том, что рано или поздно такой путь финансирования школ станет основным. И зарплату будут платить из федерального бюджета, и федеральные программы в массовой школе поддерживать оттуда же.

Сейчас благодаря финансированию из средств ФПРО создана сеть инновационных центров повышения квалификации, в которых учителя и управленцы могут не только познакомиться с новыми инновационными специализациями, но и пройти курсы по ним. Не будем описывать подробности – они достаточно полно изложены на эвриканском сайте www.eurekanet.ru, и каждый может познакомиться с этими материалами.
Два раза в год эвриканцы собираются на свои сборы-конференции: в апреле (в этом году 19–23) и в ноябре (с 1 по 5), этой традиции уже 16 лет, и обычно весной строятся планы, а в ноябре делаются отчеты.
За эти годы сложился определенный стандарт школ «Эврики».
И нам лишний раз стало ясно, что стандарт в образовании – это, конечно, не содержание образования. Невозможно и вредно стандартизировать образовательную деятельность: она вся направлена на изменение собственной предметности, она связана с изменчивостью целей, с постоянным поиском новых образовательных средств. Мы видим, что происходит с профессиональным образованием, содержание которого стандартизировали несколько лет назад. Что же вышло? Вузы обслуживают не экономику, не потребности рынка, работают не на развитие человеческого капитала, а на выполнение стандарта. А когда лучшие из лучших пробивают эту железобетонную стену и вырываются к вершинам профессии, оказывается, что уровень зарплаты, который соответствует их профессиональному уровню, выше того стандартного, который установили здесь. И происходит пресловутая «утечка мозгов».
Поэтому стандарт в общем образовании, если он будет направлен на содержание образования, резко ухудшит качество.
И все же в «Эврике» сложился свой стандарт. Его никто не разрабатывал, хотя проектные шаги, конечно, были в этом направлении.
Что такое сегодня стандарт эвриканских школ? Какая школа может считаться, с нашей точки зрения, школой «Эврики»?
Школа с инновационной образовательной программой.
Школа с развитым общественным управлением.
Школа, ведущая самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.
Школа, находящаяся в постоянном сетевом взаимодействии.

Мы считаем, что эти условия позволяют школе быть современной и соответствовать тем потребностям, которые появляются в обществе.
При этом в сети сформировалось представление о том, что такое «инновационная образовательная программа» и что такое развитое общественное управление и «сетевое взаимодействие».
Если это можно назвать стандартами, то это и есть стандарт «Эврики».
Можно ли его проверить?
Экспертными способами – да.
Можно ли распространять результаты деятельности таких школ?
Если это делать не принудительно, а с помощью конкурентных механизмов, можно. И мы убеждены, что эти результаты помогут другим школам повысить их конкурентоспособность.
Об этом и шла дискуссия на заседании рабочей группы ФПРО, в кабинете первого заместителя министра образования В.Болотова. Министерство готово поддержать сетевые проекты «Эврики» и предлагает, в качестве контракта, участвовать инновационным школам в тех экспериментах, которые ведутся различными управлениями ведомства.
Окончательно техническое задание на следующий год будет согласовываться по результатам апрельского сбора «Эврики».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru