Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2003

Первая тетрадь. Политика образования

БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
 

Овена КОРСУНОВА

Тест на ошибки

С чем труднее всего было справляться ученикам на едином экзамене 2002 года

На официальном сайте www.ege.ru   в рубрике «Конкурс КИМов» приведен аналитический отчет по результатам первого этапа единого государственного экзамена 2002 года. В отчете можно найти краткую характеристику комплекта заданий ЕГЭ-2002 (по математике, русскому языку, физике, биологии, химии, географии, обществознанию и истории), а главное, данные о том, как выпускники справились с их выполнением. Здесь приведен подробный разбор ошибок и сделаны выводы, на какие разделы программы и виды заданий следует обратить внимание при подготовке к новому ЕГЭ. Публикуем некоторые из этих данных.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наиболее прочно усвоены выпускниками разделы: лексика и фразеология, фонетика и орфоэпия. Вместе с тем до 96 % экзаменуемых допускали ошибки в заданиях по морфологии, например, определяя принадлежность конкретного слова к той или иной части речи (краткое прилагательное, служебные части речи). Слабые стороны практической подготовки – орфографические и пунктуационные навыки. Пунктуационные ошибки, несомненно, в какой-то степени обусловлены низким уровнем знаний по синтаксису, поскольку употребление знаков препинания в русском языке регулируется синтаксическими законами. Наконец, значительное число выпускников не владеют важнейшими умениями, связанными с чтением и интерпретацией текста, а также навыками создания своего собственного речевого высказывания на предложенную тему. Так, только 33% выпускников умеют вдумчиво читать текст, правильно его интерпретировать; примерно столько же смогли аргументированно доказать свою точку зрения в сочинении-рецензии. Только 40% умеют излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка, и 23% – делают это последовательно и логично.

МАТЕМАТИКА

Экзамен по математике, самый массовый, выявил, что с большинством базовых заданий по курсу алгебры и начал анализа справились в целом от 40 до 75% выпускников. Результаты по задачам с геометрическим содержанием оказались ниже, причем выяснилось: знания по стереометрии прочнее, чем по планиметрии. Последний факт аналитики объясняют тем, что курс планиметрии значительно разнообразнее, содержит меньше задач, к которым применимы алгоритмы решения, и, кроме того, изучается в средней школе, а в старшей уже забывается.

ФИЗИКА

Наибольшие затруднения вызвали задания по специальной теории относительности. Основные недостатки знаний и умений школьников, которые выявил экзамен: слабое знание существа физических формул и как следствие неумение их применять; расчетные ошибки; неумение оценить реальность полученного результата, сделать прикидку; трудности с выполнением качественных заданий на понимание физических явлений и законов, на определение границ их применимости. (В целом расчетные задачи выполняются существенно лучше, чем качественные.)
БиологиЯ
Большинство выпускников хуже всего справились с заданиями, где требовался свободный развернутый ответ. Аналитики рекомендуют: усилить внимание к формированию и проверке знаний об основных биологических закономерностях, теориях, научных фактах; увеличить долю учебных задач по цитологии, генетике, экологии и эволюции; уделить внимание формированию умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, критически осмысливать явления природы; увеличить число задач практического содержания.

ИСТОРИЯ

Наиболее трудно выпускникам давались задания на оперирование понятиями, выявление их признаков, на соотнесение конкретно-исторических знаний с обобщенными, теоретическими. В работе с документами лучше (хотя далеко не всегда) показано умение извлечь необходимую информацию из текста, чем умение применить исторические знания к ситуации, описанной в тексте. В развернутых ответах многим недоставало умения логически выстроить изложение, применить все необходимые понятия, сделать обобщение по представленному материалу. Судя по ответам, в части С ученики затрудняются в самостоятельной поисковой, творческой деятельности, поэтому одна из рекомендаций – больше использовать в обучении истории различные формы творческих занятий, практические семинары-практикумы, написание и обсуждение рефератов.

ХИМИЯ

Необходимо усилить формирование умения анализировать сущность предложенного задания, применять полученные теоретические знания в конкретных условиях, обратить внимание на усвоение знаний прикладного характера и одновременно терминологии, на практическое применение знаний при решении расчетных задач различными способами.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Хуже усвоены функции культурных традиций в обществе, вопросы о взаимодействии духовной и материальной культуры, о проявлении отклоняющегося поведения, факторах производства, экономических признаках собственности, источниках дохода госбюджета, законодательстве РФ.

ГЕОГРАФИЯ

Наибольшее затруднение вызвали задания на анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, которые требовали умения применять полученные знания в новой ситуации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru