ОБРАЗОВАНИЕ ПО ГРИНВИЧУ
«Эврика» передает из Лондона
Как устроено гражданское управление
школой в Англии
Важным этапом развития
попечительства стала стажировка, разработанная
«Эврикой». Ее итоги будут представлены на
ежегодном сборе «Эврика-Авангард» 19–22 апреля 2003
года.
Сегодня мы предлагаем читателям «Первого
сентября» записки нашего обозревателя
Александра Адамского о том, как устроено
гражданское управление школой в Англии.
Cтажировка эвриканцев была организована
заранее с помощью Интернета. Разработали
семинары в разных школах, условились об участии в
заседаниях попечительских советов, дискуссиях с
попечителями, директорами и детьми, о посещении
уроков. В конце поездки – рефлексия и обобщение
материалов.
Все, как обычно на «Эврике», только в другой
стране и на чужом языке.
Кстати говоря, проблема языка показалась нам
одной из самых интересных и показательных. Дело в
том, что в течение последнего десятилетия в
российской образовательной политике раз от разу
возникали недоразумения, связанные с неверным
толкованием заимствованных в чужом языке
понятий.
И вот новая проблема: терминология общественного
управления образованием. Чиновники и политики,
узнав, что в англоязычных странах используют
слово “governors”, поспешили ввести в русскоязычный
оборот выражение управляющие советы. Вместо
советов попечительских. Но на самом деле
смысловой перевод этого понятия – не
управляющий, а правящий. Общественный орган
управления школой не управляет ежедневной
жизнью, не руководит школой, а правит, то есть
определяет стратегию, политику, в том числе и
бюджетную.
После длительных дискуссий и тщательных
выяснений в течение всего предшествующего года
мы пришли к выводу, в котором еще раз убедились во
время изучения общественного управления в
Англии: наиболее точный термин для обозначения
общественного управления в школьной системе –
попечительский совет.
Это дает возможность не только продолжать
укоренившуюся в России традицию опеки общества
над школой, но и наполнить это понятие новым
смыслом: попечительский совет как орган общего
правления школой, который при этом не подменяет
собой директорское руководство образовательным
учреждением.
Итак, речь идет о попечительских советах, союзах
попечителей и органах гражданского правления
школой.
Цели и задачи попечительских
советов в Англии
Оправдались две эвриканские гипотезы. Во-первых,
попечительские советы являются институтом
образовательной политики, а не клубом спонсоров
школы.
Во-вторых, попечителей можно и нужно готовить.
Образовательная программа подготовки
попечителей эффективно действует по всей Англии.
Для нас это был настоящий подарок: мы начали
подготовку попечителей на свой страх и риск, и
даже многие международные чиновники от
образования, которых теперь много появилось в
России в связи с активностью западных фондов,
удивлялись: зачем нам программа подготовки
попечителей? Они либо есть, либо их нет.
Но оказалось, что просто гражданской активности
для эффективной образовательной политики мало,
необходима серьезная подготовка членов
попечительских советов.
В графстве Энфилд, например, создан специальный
центр при местном органе управления
образованием и Центре развития учителей.
Руководит этой работой Сатам Латей, который
представил нам не только разработанную в Энфилде
программу подготовки попечителей, но и рассказал,
по какой схеме проводится отбор попечителей и
как организована работа с ними.
А в графстве Линкольншир заинтересовались
эвриканской программой подготовки попечителей,
особенно индивидуальной работой и дистантной
частью подготовки.
В Национальной церковной школе в Грентхеме (названия
школ в Англии носят исторический характер, эта
школа вовсе не религиозная, но она давным-давно
была основана церковью, отсюда и название) нас
пригласили на заседание попечительского совета.
В повестке дня заседания, которое вел Эрик
Макдоналд, один из самых уважаемых людей в
Грентхеме, заслушивали отчет директора и
предложения по увеличению бюджета занятий с
детьми с особыми потребностями.
Отчет был роздан заранее, и поэтому обсуждение
велось по пунктам. Серьезных замечаний у
попечителей не было, особо обсуждался лишь пункт
о привлечении новых молодых учителей, например,
по эстетическому циклу. Школа славится своими
музыкальными и спортивными традициями, и у Джона
Гиббса, ее директора, важная забота: привлечь
молодых способных музыкантов и спортсменов для
работы с детьми. Попечительский совет выделяет
для этого специальные деньги из бюджета.
Точнее, деньги выделяются на этапе формирования
бюджета, а сам совет собирается раз в триместр,
чтобы проверить, тратятся ли они согласно
утвержденной бюджетной политике.
Цели попечительского совета: утвердить
образовательную политику школы, ее приоритеты,
ее философию, ее лицо. Это главное.
Затем – нанять директора.
Кроме того, утвердить бюджет.
И одобрить программы.
При этом важнейшая особенность деятельности
попечительского совета: он не руководит школой.
Роб Полеторп, директор школы в Линкольне, заявил
нам, что он единственный начальник в своей школе.
И это подтвердили все директора. Единоначалие
обеспечивает эффективное руководство
английской школой, особенно если учесть ее
финансовую автономию.
Итак, директор – единоначальник.
А в чем же роль попечительского совета?
В том, что совет нанимает директора и может его
снять.
На этом и строится баланс полномочий: директор –
полный хозяин школы, но только после того, как его
наняли, и до того, как его уволят.
Эвриканская инспекция
Одним из удивительных открытий «Эврики» в Англии
стала инспекция школ. Так случилось, что сразу
несколько школ, в которых мы были, либо только что
пережили инспекцию, либо вот-вот ожидали ее. И
конечно, директора и попечители из России очень
заинтересовались: а как это у них происходит?
Оказалось, что нервное напряжение примерно такое,
как и у нас, но суть инспекции другая. Прежде
всего в инспекторской проверке важную роль
играет попечительский совет.
Проверку проводят представители Королевской
инспекции и независимые эксперты. Главное –
собеседования с учителями, родителями и
попечителями, выяснение школьного климата,
уровня ученических достижений – как
академических, так и личных. Затем составляется
отчет, он представляется в школу, а после
согласования утверждается и… публикуется в
Интернете. Один из таких отчетов сейчас
переводится и будет опубликован на сайте
www.eurekanet.ru.
И родилась такая идея: а что если попробовать
провести совместную эвриканско-английскую
инспекцию английской и российской школ?
Российские эвриканские инспекторы-эксперты
участвуют в инспекции английской школы, а
англичане – российской.
Политическому руководству графства Линкольншир
идея совместной эвриканско-английской инспекции
понравилась. Правда, до ее реализации – длинная
дистанция. Надо согласовать массу формальностей
и найти школы, готовые подвергнуться проверке, да
еще подобрать инспекторов…
Так что если кто-то из наших читателей хочет
предложить свою школу для проведения такой
инспекции, пишите. А уж если найдется инспектор,
который захочет в этом участвовать, – еще лучше.
… Программа обучения попечителей в «Эврике»
только начинается. Международные стажировки –
только часть ее. Опыт других стран показывает,
что общественное правление в образовании
заставляет власть искать баланс интересов –
своих и гражданских.
И от этого выигрывает школа: и материально, и
содержательно.
Увеличивается ресурс ее свободы. А свободная
школа – это свободная страна, в которой живут
свободные граждане.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|