Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
РЕПЛИКА С МЕСТА 

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук

Вопрос правды – по-прежнему первый

Что такое сегодня уроки литературы? Увы, до сих пор в большинстве случаев словесник заставляет учеников говорить о художественных текстах то, что ни он, ни они в этих текстах не видят и видеть не могут.
Если бы учителя литературы говорили детям только то, что увидено “своими глазами”, а не слепо взято из учебников и пособий, то, к примеру, читая пятиклассникам с выражением “Зимнее утро” – чудесный образец любовной лирики, они краснели бы за составителей программ. Но навык смотреть в текст и не видеть его содержания спасает нас.
Каким образом и где филологами приобретается этот навык? Наверное, еще в институте. Вспомним первый курс, списки с немыслимым для внимательного прочтения объемом обязательной художественной литературы. Вспомним экзамены, на которых студенты делают вид, что они все, что положено, прочитали, а преподаватели – вид, что верят им. Вынужденный навык беззастенчивой полуправды, приобретаемый на первом курсе, на всех последующих успешно закрепляется, превращаясь в привычную слепоту. Когда же вчерашний студент переступает порог класса, то привычную подмену собственного восприятия штампом и схемой он начинает прививать школьникам.
Легче всего сказать учителю: не лги, будь искренен – и очень трудно помочь ему этому научиться. Если за помощью он отправится на курсы повышения квалификации, то там ему, конечно, прочитают цикл лекций о том, к какому результату мы должны стремиться в своей работе. Однако обучить его способам достижения этого результата скорее всего «забудут».
Если же учитель обратится за помощью к работам литературоведов, то обнаружит там все тот же директивный характер. Изложение готового и “чужого” понимания мало помогает читателю в самостоятельном осмыслении произведения и наслаждении им. Случается, что, читая такие работы, мы, вместо того чтобы приблизиться к художественному восприятию литературного текста, в испуге убегаем от него, как убегают большинство наших учеников после уроков литературы от русской классики.
Учиться понимать великую литературу помогают сами тексты. Весь секрет в том, чтобы при чтении не проходить мимо “странностей”. Ведь именно они, эти странности, несут неповторимость художественного смысла. А увидеть эти странности и не пройти мимо них помогают ученики, а точнее, их искреннее непонимание.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда эта мудрость станет постулатом нашей работы, тогда и школьники наконец реально смогут читать русскую классику и обогащаться ею.

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru