Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

АРТ-КЛАСС 
 

Александр ГУК,
руководитель учебной студии динамической светоживописи
при Харьковском областном дворце детского и юношеского творчества
Записала Овена КОРСУНОВА

Язык света, музыки и жеста

Музыкальная светоживопись – искусство не быть тенью

К сожалению, сегодня сложилось так, что обучать детей разным искусствам – музыке, хореографии, живописи, той же театральной игре – принято в отдельных коллективах: специализированных школах, кружках, студиях. К тому же достаточно распространена практика лепки юных актеров или танцовщиков, когда они, подчиняясь воле преподавателя, режиссера, так и не раскрываются как самостоятельные артисты. Или же обучение ведется слишком жестко, и все, кто не вписывается в “систему”, приобретают статус непроходимых тупиц. Тем более интересен опыт детского творческого коллектива, где живопись рождается в ответ на музыкальное произведение, а хореографическая композиция строится на основе рисунка-орнамента. Где актеры, если у них не получается что-то сыграть, могут сначала растанцевать задуманное, а потом вернуться к театральному действу. Именно сюда, в учебную студию музыкальной светоживописи, приходят и здесь остаются подростки, которых считают трудными в общении, неталантливыми. Почему?

В основе музыкальной светоживописи – синтез музыки и движущихся картин, создаваемых на экране с помощью специального проектора. Световые потоки, блики, всполохи и темные силуэты, возникая под музыку на белом полотне, кажутся зрителю низвержением камней или водопада, мечущимися птицами, клубами дыма или облаков, языками пламени. Волшебный мир цвета, звука, движения завораживает, вызывает смену ассоциаций, эмоций и состояний.
Спектакли динамической живописи (другое название этого вида искусства) придумываются на основе музыкальных, литературных произведений или авторских сценариев. Кроме проецируемых «картин», в них могут быть использованы элементы обычного и теневого театра, театра масок, хореографии. Ребенок, занимающийся динамической светоживописью, использует самый разный язык выражения (речь, рисунок, жест) и учится свободно переходить от одного к другому.
В Харьковской студии музыкальной светоживописи сегодня занимаются около 20 учеников. Половина из них – от 10 до 12 лет, остальные старше. В программу обучения, рассчитанную на шесть лет, входят хореография, режиссура и сценическая речь. На этой основе можно учиться самой динамической живописи: законам проекции, созданию и исполнению светоживописных композиций.
Особенность обучения в том, что главная цель – не отработка технических приемов танца или рисунка, а создание осмысленного произведения. Вот звучит музыка. Какие образы возникают у слушателей? Свои впечатления ребята могут выразить словами или передать движением. Постепенно рождается замысел авторского спектакля, композиции. А потом уже начинается поиск нужного колорита и силуэта в рисунке, поиск жеста, ритма.
Конечно, пробы с цветом, формой, движением интересны ребенку и сами по себе. В особенности это относится к подросткам: их привлекают все критические точки современной культуры (экспериментальный театр, экспериментальная музыка). Но нельзя, чтобы дело ограничивалось экспериментами без смысла: “актер” встает на табуретку вверх ногами, чем и он, и аудитория остаются удовлетворены. Задача педагогической работы – перестроить систему оценивания, чтобы стали видны различия: вот это просто новое, а это новое произведение. Здесь важно обсуждение с ребенком его творческих проб, а также расширение его опыта как зрителя и слушателя. Важен изначально качественный музыкальный материал, качественные живописные работы, с которыми встречаются ребята.
В студии происходит удивительная вещь: детям начинают нравиться такие музыкальные формы, что и ожидать трудно, – “Остров мертвых” Рахманинова, “Гимны” Шнитке... “Мы хотим порисовать, поставьте, пожалуйста, Скрябина”.
Возможно, без своих светоживописных, театральных, хореографических опытов они и не пришли бы к пониманию многих и многих классических произведений, по крайней мере в этом возрасте.
Самые трудные в творческом плане – это, как ни странно, благополучные дети. Они приходят очень самоуверенными, не слышат других. Художник работает душой, но здесь душа закрыта, ребенок ее наружу не выпускает. У него нет вопросов. Его надо учить задавать вопрос себе и зрителю, тот самый, на который будет отвечать произведение. Ведь современных детей волнуют те же вопросы, что Платона и Аристотеля.

А если вы уже работаете с детьми в жанре аудиовизуального искусства, кинетического искусства, клип-арта, светового дизайна или хотите узнать об этом побольше, то можете принять очное или заочное участие в семинаре-фестивале “Желтый звук”, который пройдет в г. Харькове с 13 по 15 марта.

С вопросами и заявками, пожалуйста, обращайтесь:
(8-1038-0572) 43-32-65 (р.)
e-mail: white_theater@ukr.net , Александру Борисовичу Гуку
Подробнее о динамической светоживописи и ее истории рассказывают сайты:
www.white-t.boom.ru , www.prometheus.kai.ru 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru