Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

АРТ-КЛАСС 
 

Месяц назад мы опубликовали первую, пилотную полосу с названием “Арт-класс” и пригласили к разговору режиссеров, педагогов, психологов, которые, как мы тогда написали, “занимаются театром в условиях обычной школы”. Наши сегодняшние собеседники считают, что это еще вопрос, нужно ли заниматься театром именно в условиях школы. Уж по крайней мере, подчеркивают они, следует сначала разобраться в целях и задачах, которые берут на себя школа и театр в развитии ребенка. Тем более нужно понять законы внутренней жизни детского творческого коллектива, где есть свои теплые и холодные течения и подводные камни.
Итак, специально для газеты “Первое сентября”:

Евгений ВОРОПАЕВ,
председатель городского союза детских творческих коллективов “Солнце”;
Наталья КРЮКОВСКАЯ,
руководитель учебной студии динамической светоживописи
при Харьковском областном дворце детского и юношеского творчества;
Вениамин ЛИТОВСКИЙ,
один из авторов и разработчиков школы диалога культур,
преподаватель Национального аэрокосмического университета им. Н.Е.Жуковского “ХАИ”.

Какой театр нужен школе и какая школа нужна театру?

Участники “круглого стола” спорят с авторами первого выпуска “Арт-класса”

Вениамин Литовский. Появление полосы “Арт-класс” (и думаю, коллеги меня поддержат) – это колоссальный прорыв к обсуждению страшно важных проблем детского образования. Но, как мне кажется, у авторов статей проблема поставлена методологически неверно. Врастить театр в современную школу как она есть не только невозможно – преступно. Это показывает опыт. Потому что школа – прежде всего работа с учебными текстами, а театр – это совсем другое. Театрализация на уроке – всего лишь декорация, пародия и на театр, и на школьное обучение. Она и первое погубит, и второе не спасет.
На мой взгляд, задача состоит в том, чтобы увидеть: школа и театр в чем-то едины, но никогда не совпадают. Они начинаются из одной точки – из детской игры, откуда, кстати, вырастают также письменная речь (идея Льва Семеновича Выготского), математика, география. Они начинаются и существуют далее, как сообщающиеся сосуды. То есть театр формирует массу вещей, без которых ребенок не сможет учиться (например, умение видеть внутренним взором то, о чем говорится в книге). С другой стороны, ребенок учится в школе, а потом вырывается из нее, чтобы жестом и словом выразить то, что он представлял, но выразить не в школе – в театре.
Евгений Воропаев. Конечно, во многих школах есть театральные кружки, но не театр как организация. Самое интересное, что и при так называемых школах искусств театр не складывается. Там нет возможности создать театральный коллектив. Есть почасовка: приходит сегодня кто-то из Театра Шевченко, отрабатывает свое время и уходит. Он дикции ребенка научил. На следующее занятие приходит другой и показывает, как накладывать грим. В конце концов возникает спектакль. Никакой.
Самыми жизнеспособными оказываются этакие театральные «хуторяне», которым удалось отбить где-то в Доме пионеров или той же школе помещение, где они работают: огородились, окопались и никого в свои дела не допускают. Это ваше, а это наше. Вот ров, вход три рубля. И коллектив работает!
В.Л. То, что рассказывает Евгений Павлович, – очередная потрясающая история. А суть: вот специфика театра, вот специфика школы. Нужно понять их культурную и психологическую задачи. Что должен дать детям театр? Что должна дать детям школа? Как их соотнести? От ответа на этот вопрос зависит судьба театра, где играют дети.
Е.В. Можно я закончу? Я думаю, если такие школы-театры и могут существовать, то как некая редкость. И пожалуй, самая главная проблема даже не финансово-административная, а, как показывает опыт моей экспериментальной группы, этическая. Я задаюсь вопросом: может ли театральная труппа быть коллективом единомышленников? Сейчас в моей труппе несколько детей, которые друг другу за роль глотку перегрызут. Какой тут учебный процесс? Мне в первую очередь нужно помирить их друг с другом... Вот мы тянем школу в театр или театр в школу. Педагог старается, но даже если коллектив сплочен, есть негативное отношение к другим театрам. Идет борьба за пространство, за зрителя, за признание.
Вот я пытаюсь создать в городе сообщество детских театров. Атмосфера какого-то приятия и поддержки в творческой работе жизненно необходима в отношениях между разными коллективами. Но пока у меня и моих единомышленников недостаточно сил, чтобы управлять стихийным мощным процессом развития и борьбы детских театров.
В.Л. Цель обучения в школе, как ее понимает та группа разработчиков школы диалога культур, которую я представляю, – обеспечить максимальный допуск максимального количества людей к ценностям культуры, создать возможности самоопределения в ней в качестве творца. Прекращение цензуры в культуре.
Троцкий писал примерно следующее: «Мы залили Россию кровью, чтобы победить. Если что-то оправдает нас в этом безумии, то только одно: в будущем обществе ядром формирования политических партий станут педагогические программы». И как бы мы ни оценивали политические установки и деятельность Троцкого, следует признать, что он гениально схватывал суть: прежде всего нужно решать проблемы детей, в том числе проблемы детского образования.
Что возможно сегодня? Разные варианты. Например, возможны театры, которые приезжают к детям и показывают классику. И это должно финансироваться государством! Почему детские театры не имеют права получить деньги даже на бензин для автобуса или заработать их самостоятельно? Мы красиво говорим о своих переживаниях, но это не снимает постановку жестких вопросов.
Второе. Педагог должен четко понимать задачу, которую он решает, собрав вот этих детей. А кроме того, если есть социальная цель существования театра, тогда не будет богемы, мышиной возни, которой мы страшимся. Если нет социальной цели – будет богема.
Наталья Крюковская. Я бы хотела защитить идею урока-спектакля, урока-зрелища. Именно такие уроки запоминаются. Тогда на уроке математики может быть интереснее, чем на уроке литературы.
Е.В. Действительно, важен вопрос, какой нужен театр школе: образцовый, супер или любительский, прикладной, помогающий конкретным детям. Пусть школа сама решает, нужны ли ее театру гастроли, поездки, профессионализм. Театр может стать сильным, но это необязательно для хорошего учебного и воспитательного процесса.
В.Л. Нужно четко понимать, о чем идет речь. О вхождении в образ, разыгрывании роли, маски? Тогда это игра, карнавал, но не театр.
Н.К. Если мы говорим о детском театре, должны мы ставить детей в положение взрослых актеров или нет?
Е.В. Ребенок никогда не скажет, для чего он играет в театре: тусуется, свои проблемы решает, самовыражается. Хорошо, если педагог будет над этим задумываться.
Я знаю театр, где все друг друга любят, а спектакли слабые. Хотя потом из этих ребят выходят актеры-мастера. А другой театр все время гастролирует, но там и ссоры, и конфликты.
Думаю, формулировка вопроса должна быть такой: не вообще нужна ли школа театру, а театр школе, а какой театр нужен школе и какая школа нужна театру. Если требуется театр образцовый – это одно, дружеский – другое, психотерапевтический – третье. Какова будет сверхзадача?
В.Л. Я бы заострил вопрос: какая именно школа нужна театру? Поиски ответа на этот вопрос и привели учителей школы диалога культур в сообщество детских театров.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru