Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

Школа может стать слугой трех господ

Но увеличится ли при этом ее финансирование?

Государственная дума приняла 406 голосами проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования образовательных учреждений». Законопроект был внесен в Думу президентом еще в декабре 2002 года и направлен на разграничение полномочий уровней власти по отношению к образованию, а также на приведение системы финансирования образования в соответствие с Конституцией.
Предполагается что финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в школах, включая оплату труда работников, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов), будет осуществляться из региональных бюджетов путем выделения целевых перечислений местным бюджетам. При этом органы местного самоуправления будут наделены государственными полномочиями по обеспечению прав граждан на обучение в школах наряду с региональными и федеральными органами государственной власти. В то же время в бюджетный кодекс вносится поправка о порядке софинансирования из бюджетов всех уровней соответствующих расходов.
Выступая с содокладом, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов заметил, что в законопроекте существует ряд положений, по которым ко второму чтению должны быть внесены обязательные поправки. В первую очередь это касается конкретизации обязанностей органов власти на всех уровнях. Как сказал Александр Шишлов, согласно недавно принятому Думой в первом чтении Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» любой закон, наделяющий полномочиями органы власти, должен содержать четкий перечень их прав и обязанностей. Эту точку зрения также выразила заместитель председателя Комитета по законодательству Валентина Иванова. Кроме того, подчеркнул Александр Шишлов, необходимо определить методику расчета субвенций региональных органов власти местным бюджетам. Этот вопрос тем более должен быть конкретизирован, что рекомендации по субвенциям будут утверждаться на уровне Правительства Российской Федерации. Указанные субвенции должны рассчитываться не для реализации основных общеобразовательных программ, а для реализации финансовых нормативов; важно также принять во втором чтении поправку в законопроект об установлении минимальных федеральных нормативов финансирования (а не только региональных нормативов) общеобразовательных учреждений, сказал Александр Шишлов.
Представитель президента в Думе Александр Котенков рассказал о механизме предоставления финансовой помощи тем регионам, которые не справятся самостоятельно с нормативным финансированием общего образования. По его словам, средства на это будут закладываться в фонд финансовой поддержки регионов в виде субвенций, но в составе трансфертов. Против этого предложения категорически выступили несколько депутатов, в том числе Сергей Митрохин, считающие, что субвенции должны выделяться из специально сформированного целевого фонда, а не из безликих трансфертов. После полемики Александр Котенков согласился с тем, что объем субвенций и их назначение должны указываться отдельной строкой в рамках фонда поддержки регионов.
При обсуждении законопроекта оказалось, что депутаты видят в нем ряд опасностей для системы образования. Так, вызывает большую тревогу перспектива установления тотальной власти государства над школами в отношении их программ развития. Это касается в первую очередь вопросов закрытия и открытия школ. Александр Котенков подтвердил, что с принятием новой схемы финансирования вопрос целесообразности деятельности школы будет обязательно согласовываться с органами государственной власти. Таким образом, региональные власти получат большие возможности для проведения мероприятий модернизации, и в том числе оптимизации, в сети сельских школ и соответственно их закрытия. В связи с этим может возникнуть правовая коллизия, поскольку возможность закрытия сельских школ только с решения сельского схода пока еще никто не отменял.
«Мы делим школу на две части и обеспечиваем возникновение общественно-государственного конфликта» – такое мнение выразил депутат Вадим Бондарь. Что ж, факт остается фактом: в течение нескольких лет местные власти не справлялись с финансированием школ, но очевидно, что происходило это в том числе из-за того, что действующие налоговая и бюджетная системы не позволяют местным бюджетам оставлять достаточные средства для финансирования на муниципальном уровне. По мнению некоторых депутатов, в том числе Валентины Ивановой, с принятием президентского законопроекта школа будет отдалена от источника финансирования, а значит, от хозяина.
Законопроект находится в начале думского обсуждения, и возможно, депутатам удастся внести в него поправки, конкретизирующие обязанности государства по отношению к школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru