Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

  Российская школа сегодня активно осваивает новые экзаменационные технологии, во многом подобные европейским. Однако сравнительный анализ дает понять, что вопрос не только в технологии, но и в регламенте сдачи экзаменов. Скажем, достаточно жесткие образовательные системы Франции и Германии все-таки устроены так, чтобы поддержать и защитить выпускника, предоставить ему дополнительные возможности, дать еще один шанс. Несмотря на строгую секретность, отчетность и единые стандарты, ученик имеет право сдавать ту программу, которую он реально изучал, и не всю жизнь, а в последние 2–3 года. Он может выбирать из достаточно широкого набора предметов, он не обязан ставить свое будущее на карту (то есть экзаменационный билет) в один-единственный назначенный свыше день. Столь же широкие возможности предоставлены и учителю, которому позволяют участвовать в составлении экзаменационных заданий, в итоговом оценивании. Это пример весьма благополучных стран с прекрасно развитыми системами социальной защиты. Не хочется вспоминать о наших экономических и прочих проблемах. Но тем важнее подумать о том, чтобы в угоду абсолютной справедливости не пренебречь будущим детей, их отдельными судьбами и талантами.

Хорошие правила всегда самые простые

Перед вами отрывки из последних нормативных документов французского министерства образования, касающихся новых экзаменационных правил, тем на ближайшую сессию весной – летом 2003 года. Так же, как и у нас, ежегодные изменения не слишком меняют привычный регламент. Но для российского учителя, привыкшего к многостраничным инструкциям, приведенные фрагменты могут стать интересным материалом для размышлений. Почему выпускника проверяют прежде всего по программе последнего года, а не трех–пяти лет учебы? Почему списки произведений и тем, напечатанные, кстати, без сокращений, столь коротки? Почему так подробно описана сама процедура экзамена, временные рамки – все, что защищает ребенка от произвола экзаменатора? Почему в каждом экзамене есть специальные задания, проверяющие не знания, а умения выпускника? А знаниевые вопросы, сформулированные достаточно широко, предполагают демонстрацию умения рассуждать, формулировать свою позицию, а не только учить наизусть. Почему экзамен проводится не по каким-то базовым учебникам и программам, а по тому списку произведений, учебных пособий, который педагог составляет вместе с классом в течение года и передает экзаменатору, чтобы тот знал, о чем нужно спрашивать?

Инструкции по проведению экзаменов во французской школе защищают каждого ученика и дают всем равные шансы

Экзамен на звание бакалавра, науки о жизни и о земле, сессия 2003 года

Письменный экзамен
Длительность: 3 часа 30 минут.

Экзамен состоит из двух частей: первая направлена на выявление знаний, вторая – на умение делать научные выводы.
Первая часть должна полностью выявить знания кандидата по программе обязательного обучения. Вопрос должен находиться в рамках определенной темы, чтобы помочь кандидату сконструировать ответ и проиллюстрировать его одной или несколькими схемами, если это необходимо.
Вторая часть выявляет способность кандидата приходить к научным выводам и основывается на тех разделах программы, которые не затрагивались в первой части. Она включает в себя два задания:
– первое позволяет оценить способность кандидата извлекать из документа информацию, необходимую для решения предложенной научной задачи;
– второе позволяет оценить способность кандидата решить предложенную научную задачу, используя два или три документа и собственные знания.

Экзамен по литературе, сессия 2003 года

Обязательный письменный экзамен
Длительность: 2 часа.

Кандидатам предлагаются на выбор две темы, каждая из которых опирается на проблему, изучавшуюся в течение учебного года.
Темы могут опираться на художественный текст, или на критический, или на живописное, фотографическое изображение, чтобы побудить кандидатов к размышлению.
Кандидатам предлагается ответить последовательно, развернуто и связно на два вопроса: первый вопрос по произведению, но он не должен опираться на произведения из дополнительного списка чтения; второй – по группе произведений, связанных с темой, изученной в течение года.

Оценивание

Оценивание должно опираться на следующие принципы:
– знание программных произведений и тем;
– способность уловить проблематику;
– ясность, уместность и правильность высказываний;
– использование литературных и культурных знаний;
– справедливость и корректность суждений.

Программа экзаменов по литературе для выпускного класса по курсу литературы на 2002/2003 год

Список необходимой литературы к программе на 2002/2003 год включает:
1) Крупные литературные произведения. Античная литература. Одна из трагедий Софокла по выбору учащегося. Изучение должно сопровождаться чтением произведений или отрывков, которые отражают самые существенные черты данного жанра, по выбору учителя. Это могут быть античные трагедии и современные.
2) Слово и изображение. Литература и язык живописи.
«Надя» Андре Бертона.
3) Литература и борьба идей – Человек: природа и общество.
«Приложение к путешествию Бугенвилля» Дени Дидро.
Изучение этого произведения должно сопровождаться чтением дополнительных текстов, например «Простодушный» Вольтера.
4) Современная литература – зарубежные произведения (в переводе).
«Если это человек» Примо Леви. Изучение должно сопровождаться чтением произведений или отрывков по выбору учителя.

Экзамен по словесности, сессия 2003 года

Устный экзамен
Длительность: 20 минут.
Подготовка: 30 минут.

Цель устного экзамена – оценить способности кандидата мобилизовать свои знания. Нужно предоставить ему возможность продемонстрировать умение читать, выражать чувства и личную культуру, а также умение строить монологическую речь и вести диалог.
Экзамен состоит из двух частей, по 10 минут каждая, перед началом которых кандидату предоставляется 30 минут на подготовку. Кроме того, 10 минут отводится на встречу кандидата и заполнение бланка. Таким образом, не уменьшается ни время подготовки, ни время ответа.
В первой части кандидат должен продемонстрировать умение прочесть текст, предложенный экзаменатором, из числа пройденных за последний год. Это чтение направляется вопросами, на которые кандидат должен ответить, внимательно изучив текст, произведя простейший анализ и выбрав необходимые отрывки для подтверждения. От кандидата не ждут ни глубокого проникновения в текст, ни простого пересказа.
Размер предложенного текста не может быть определен совершенно точно. Он должен занимать не менее чем полстраницы (может быть и меньше, если речь идет о поэтическом отрывке) и не более чем полторы (две страницы для драматургической формы).
Вопрос должен быть сформулирован предельно ясно и не содержать технических терминов, которые могли бы поставить кандидата в затруднительное положение. Вопрос предполагает интерпретацию, основанную на внимательном изучении текста.
Вторая часть – диалог между экзаменатором и кандидатом. Экзаменатор не должен исправлять ошибки, допущенные в первой части, или требовать простого изложения вопроса курса. Напротив, он старается:
– раскрыть перспективы;
– углубить размышления кандидата, отталкиваясь от предложенного текста и поднимаясь до произведения в целом, откуда взят данный текст;
– оценить знание кандидатом произведения и темы;
– оценить интерес кандидата к тексту;
– составить представление о начитанности и увлечениях кандидата.
Экзаменатор стремится оценить весь комплекс знаний и умений кандидата, основанный на программе последнего года. Экзаменатор строит открытый диалог и избегает педантичных вопросов.

Принципы оценивания:
– оценивать успехи, прежде чем отмечать недостатки;
– оценивать личную культуру, продемонстрированную кандидатом.
Оценивать следует в трех областях: выразительность, рефлексивность и знание.
Накануне экзамена педагог представляет ученикам список текстов, изученных за год. Этот список может составляться постепенно вместе с классом по мере продвижения. Педагог готовит для экзаменатора информацию, дающую представление о работе каждого кандидата, о своей программе, формах работы, об учебниках, которые класс использовал, точные указания на то, по каким изданиям выбирались тексты, где начинаются и заканчиваются изученные отрывки. Досье подписывается педагогом, руководителем учебного заведения. Одна из копий предоставляется каждому ученику.

Для получения диплома бакалавра необходимо сдать за два года 13 экзаменов, 11 обязательных и два факультативных. Например, для получения диплома бакалавра в области экономики и социологии необходимо сдать французский, естественные науки, историю, географию, математику, науки экономические и социальные, два иностранных языка, философию, физкультуру, экзамен по специальности (можно выбирать один из вышеперечисленных, кроме французского и физкультуры, и сдавать его по более углубленной программе). В качестве двух факультативных экзаменов можно сдать еще один иностранный язык, или латынь, или древнегреческий, или что-нибудь из области искусства (пластика, кино, танец, история искусства, театр, музыка).

Перевод
Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru