Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Российская школа сегодня активно осваивает новые экзаменационные технологии, во многом подобные европейским. Однако сравнительный анализ дает понять, что вопрос не только в технологии, но и в регламенте сдачи экзаменов. Скажем, достаточно жесткие образовательные системы Франции и Германии все-таки устроены так, чтобы поддержать и защитить выпускника, предоставить ему дополнительные возможности, дать еще один шанс. Несмотря на строгую секретность, отчетность и единые стандарты, ученик имеет право сдавать ту программу, которую он реально изучал, и не всю жизнь, а в последние 2–3 года. Он может выбирать из достаточно широкого набора предметов, он не обязан ставить свое будущее на карту (то есть экзаменационный билет) в один-единственный назначенный свыше день. Столь же широкие возможности предоставлены и учителю, которому позволяют участвовать в составлении экзаменационных заданий, в итоговом оценивании. Это пример весьма благополучных стран с прекрасно развитыми системами социальной защиты. Не хочется вспоминать о наших экономических и прочих проблемах. Но тем важнее подумать о том, чтобы в угоду абсолютной справедливости не пренебречь будущим детей, их отдельными судьбами и талантами.

Egalite, liberte и строгий экзамен...

Как стать бакалавром во Франции

Триста лет тому назад

Система выпускных экзаменов во Франции – одна из древнейших в мире, ей триста лет. И со времен Наполеона, который придумал первые экзаменационные правила, изменилось не так много.
Если ребенок, заканчивая школу, не собирается получать высшее образование, он сдает экзамены на особый аттестат – бреве – и может осваивать различные профессии. Если же он мечтает об университете, о науке, о престижной работе, то еще 2–3 года ему придется трудиться ради звания бакалавра.
«Бакалореа – заключительный экзамен в лицее, а также вступительный экзамен в университет. Это государственный диплом, гарантирующий равенство всех граждан республики. Он должен состоять из государственных испытаний, одинаковых для всех и сдаваемых анонимно».
Впервые подобное испытание было проведено в 1808 году всего для 31 лицеиста. Самым главным было сдать латынь. Сегодня, по данным министерства образования Франции, 80% молодых людей сдают экзамен на бакалавра. Выпускники проходят довольно сложные испытания по выбранной специализации и в принципе могут приступать к работе в качестве персонала среднего уровня. Звание бакалавра в 1945 году получили 3% французов, в 1975-м – 25%, а в 2000-м – уже 62%. Последние два года этот показатель остается стабильным – 78%. С чем связан столь быстрый рост количества образованных молодых людей? С усилиями педагогов? С политическим заказом? И может ли диплом, лежащий в кармане у каждого третьего выпускника, стать пропуском к высшему образованию? Еще одна проблема: что делать с 60000 школьников, не получивших заветный аттестат? Они больше не смогут учиться? Это вопросы, на которые у французских педагогов пока нет ответа. К тому же освященную веками традицию даже обсуждать боязно – не то что менять.

Сегодня иначе, но очень дорого

Сегодня экзамен сдается в два приема. Основная часть – в конце первого класса (во Франции классы считают в обратном порядке, и первый соответствует нашему 11-му), а затем еще один год, так называемый заключительный, ребята готовятся к экзаменам по одному из выбранных направлений.
Подготовка к экзамену дорого обходится не только ученикам, но и государству. В министерстве образования существует специальный департамент, где разрабатывают необходимое количество абсолютно одинаковых по сложности экзаменационных заданий. Коды, допуски, грифы секретности – предосторожностей не меньше, чем на оборонном предприятии. В прошлом году в проверке экзаменационных работ пришлось задействовать более 138 тысяч педагогов.
Каждый год на проведение экзаменов тратится около 34 миллионов евро. Почти половина уходит на всевозможных чиновников и проверяющих, 26% – на переезды учителей из своих школ в чужие.
Министерство образования (под давлением общественности) старается как-то смягчить строгие экзаменационные правила. Начиная с 60-х годов ХХ века помимо экзаменационных оценок комиссия может принять во внимание личное дело выпускника, поскольку его усилия и успехи на протяжении последних лет обучения стали считать достаточно важными при решении судьбы молодого человека.
С 1999 года разрешили сдавать не более двух экзаменов из числа факультативных в форме защиты индивидуальной работы. Похоже на то, что мы сегодня называем проектной деятельностью. (Тут мы идем в ногу с Францией!) Это, конечно, большое послабление для ученика, который может защищать интересную для него работу, выполненную вместе с друзьями, но все равно только перед чужими педагогами.

Как же получить заветный диплом?

В конце второго класса (напоминаю, для нас это 10 класс) ученик решает, собирается ли он сдавать один из трех основных аттестатов (литература, наука и экономика – социология) или один из восьми технологических. Успешно сдав экзамены в первом классе, выпускник завершает обязательное образование, но может дополнить его той или иной специализацией в заключительном классе, например, аттестат литературный со специализацией в области искусства или аттестат социально-экономический со специализацией в математике и экономике, и т.п.
Технологические аттестаты подразделяются на аттестат научно-технический, медико-социальный, сельскохозяйственный, пищевой, науки о земле, экспериментальных наук, техники музыкальной и танцевальной. Университеты и другие высшие учебные заведения принимают обычно аттестаты определенного типа, поэтому, совершая выбор, выпускник должен подумать, где он хочет учиться после школы и какой аттестат предпочтительнее.
Можно получить заветный диплом и непосредственно на рабочем месте через систему профессионального образования. Таких дипломов сегодня существует более сорока разновидностей (вот почему неуклонно растет число дипломированных специалистов!).
Надо отметить, что атмосфера на экзамене необычайно суровая. Во главе приемной комиссии – университетские профессора, люди известные в научном мире, дорожащие своей репутацией. Никаких подсказок и шпаргалок. Нарушитель, уличенный в таком преступлении, может быть временно (на год-два) или навсегда лишен права сдавать экзамены и соответственно учиться в университете. При этом решения комиссии окончательные и обжалованию не подлежат.
Остается понять, насколько необходима вся эта дорогостоящая и нервная процедура. Французы в последние годы склоняются к тому, что ее надо менять, отдавая больше инициативы местным учителям, упрощая правила, при этом не отказываясь от священных идей равенства и от возможности поступить в университет непосредственно со школьной скамьи, в каком бы захолустье эта скамья ни стояла.

Алла ШЕЙНИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru