Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
Александр АДАМСКИЙ

Школу закладывают... в бюджет

Кажется, сэкономить в образовании уже не на чем. Но если приглядеться – способ всегда найдется...

Одной из пугающих тенденций нашего управления образованием становится закрытие учебных заведений в целях экономии бюджета.
Но прежде чем мы перейдем непосредственно к обсуждению этой темы, давайте договоримся: уважаемые дамы и господа большие начальники, не торопитесь, узнав себя в наших публикациях, обрушивать свой гнев на подчиненных за утечку информации и попытку вынести сор из избы.
За последнее время мы столкнулись с тем, что в самых разных городах воспринимают наши публикации так, будто это написано именно об этом начальнике и именно про ситуацию на этой территории. Мы стараемся не называть имен и только в самых крайних случаях указывать точный адрес происходящего. Нам важно обратить внимание читателей на саму тенденцию, на опасность складывающегося порядка, предупредить общество и профессиональное сообщество о тех последствиях, к которым может привести то или иное явление.
Мы не ищем виноватых и не пытаемся печатным словом кого-то наказать или обидеть. Наши читатели сами делают выводы из напечатанного в газете «Первое сентября».
Вот и сейчас у нас есть факты неправильного, с нашей точки зрения, сокращения сети учебных заведений в самых разных городах страны: закрывают дома творчества, урезают ставки в школах, прекращают деятельность школ в детских домах и многое другое.
Речь не о сельских школах – это другой вопрос, другая проблема. Сейчас речь о том, что одновременно с объявлением на самом высоком уровне борьбы с беспризорностью и детским сиротством в городах идет резкое сокращение сети учебных заведений и ставок профессионалов, которые могли бы повлиять и реально влияют на то, чтобы дети не уходили из семей и не становились преступниками.
Приводим письмо об одном таком «сокращении», которое, на наш взгляд, лишает возможности детей-сирот получать нормальное образование и как раз увеличивает вероятность попадания их в зону социального риска.

Письмо о помощи

Обращается к вам коллектив детского дома-школы. У нас снова остро встал вопрос о закрытии школы и переводе детей в общеобразовательные школы района. Органы управления образованием выдвигают для этого решения две причины: социальная замкнутость детей в стенах детского дома и необходимость экономии городского бюджета по заработной плате учителям детского дома. Мы считаем, что школа при детском доме выполняет совершенно особые функции:
1) подготовка ребенка к включению в школу, наращивание учебного и образовательного ресурса ребенка, выстраивание и наращивание вместе с ребенком его учебной перспективы;
2) обучение ребенка в школе и подготовка его к включению в социум, в том числе в профессиональные сообщества, подготовка к включению ребенка в школу повышенных результатов и выбор места для такого включения;
3) школа повышенного результата – это школа более высокого, чем в детском доме, уровня. На этом этапе дети включаются в учебные коллективы лицеев, гимназий, подготовительных курсов и размыкают свою социальную замкнутость не по принуждению, а в результате реального и осознанного выбора. Сейчас в детском доме появился новый проект «Социальное партнерство». Основная идея этого проекта – включить в ситуацию развития ребенка фирмы, учреждения и предприятия города (точнее, их представителей, принимающих миссию) в роли заказчиков и реальных партнеров в образовании и воспитании детей. Есть уже и предложения от представителей фирм и образовательных учреждений города. Это закономерный этап развития нашего проекта ФЭП, в рамках которого уже многое сделано, есть результаты, но они могут быть потеряны для всего российского образовательного сообщества, если произойдет то, что намерены сделать краевые власти. Если это в ваших силах, просим вас, попробуйте оказать влияние на руководство органов управления образованием. Возможно, что у вас есть выход на его непосредственное начальство, к которому он прислушается, если наши аргументы будут изложены сверху. Очень надеемся на вашу помощь, с уважением – научный руководитель ФЭП детского дома-школы».

Что делать?

Обращаться к руководству органов управления мы не стали. На каком основании руководство органов управления будет менять решение из-за нашего вмешательства?
Что мы можем? Напечатать материал. И предать гласности этот случай. Есть еще экспертные заключения относительно этого замечательного проекта, что и придает нам уверенность – дело важное и перспективное.
На самом деле суть проблемы проста: так же как невозможно водолаза перемещать сразу из-под воды в нормальные условия, так и детей, попавших в детский дом, нельзя резко помещать в обычные школы.
Но самим фактом публикации письма мы хотим повлиять не только на педагогические воззрения управленцев.
Дело еще и в том, что желание экономить на сети учебных заведений напоминает сюжет с шагреневой кожей в знаменитом бальзаковском романе.
Конечно, в отличие от бальзаковского героя ни один из начальников не умрет после того, как последний кусочек этой шагреневой кожи исчезнет.
А вот дети, лишенные возможности педагогической поддержки и особой, специальной заботы, рискуют погибнуть.
Поэтому мы и боремся против сокращения шагреневой сети учебных заведений.
Слишком дорого придется платить за бездумное желание мелочной экономии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru